Война – это несоизмеримая боль! И это – ни с чем несравнимая трагедия человечества! Сколько погибших осталось на полях тяжелых сражений...Сколько раненых, инвалидов вернулось с той проклятой войны...
Проект «Поколение, входящее в вечность» - это дань памяти людям, мерилом жизненных ценностей которых были вера, патриотизм, любовь к Родине. С каждым годом людей, которые прошли через все страшные испытания, остается все меньше и меньше. Но необходимо, чтобы с уходом ветеранов не ушла память о войне. Для этого важно сберечь связь поколений! Рассказывая о героях войны, мы сохраним чувство благодарности людям, подарившим нам будущее, кому обязаны за мирное небо над головой.
5 февраля 2020 года в рамках данного проекта прошел урок истории о героях Великой Отечественной войны «История человеческого духа: о Вере Захаровой, первой якутской девушке, севшей за штурвал самолета».
На этой встрече Корнилова О.Н., член правления Олекминского землячества «ТYМСYY», ветеран педагогического труда, Отличник образования РС(Я), летописец и эксперт биографии легендарной летчицы, поделилась своими мыслями о сборе автобиографических данных и о желании найти значительное количество родственников Веры Захаровой. На ее просьбу был отклик нашей соотечественницы, журналистки Елены. Свидетельством является письмо. В нем речь идет о новоявленных родственниках легендарной летчицы Веры Захаровой по линии матери.
Перед вами – послание Елены:
«Удивительные встречи с Яныгиными в США. В 2015 г., Загорников Сергей Петрович, проживающий в Белоруссии, написал книгу - «Яныгины: от плахи до министра», в том числе о Вере Кирилловне Захаровой, мать которой из этого рода Яныгиных. Корнилова Октябрина Николаевна направила мне некоторые фотографии и тексты из этой книги, благодаря чему и свершилась памятная встреча.
Как выяснилось, что представитель одной ветви - Вера Ниловна Яныгина, в возрасте 87 лет проживает в США (г. Орландо). На днях мне удалось с ней повстречаться. Впечатления после встречи остались очень благоприятными, возникло ощущение, что знакомы сто лет. Мы хорошо погуляли на улице. Вера Ниловна была в коляске. Для этой орландской семьи Яныгиных вообще переворот в сознании. Елена, дочь Веры Ниловны, говорит: «Я думала, что мы одни, а тут такая интересная история жизни рода». Про Веру Кирилловну слушали с удовольствием! Жаль, но уехав и проживая более 25 лет в США, для Яныгиных стирается родственная связь. Но теперь связь постепенно будет восстанавливаться. Главное, что появились первые контакты и границ, оказывается, нет! Все только зависит от нас, от нашего представления и понимания.
Вера Ниловна (04.09.1932 г.р.) рассказала следующее: «Полетела она как-то из Магадана в Москву, там узнала о возможности поехать в США. Решила поработать и после вернуться домой. Она мечтала, что заработанные средства пойдут на покупку хорошего большого семейного дома в деревне, где будут все жить и пить парное молоко. Никто в семье не принял эти слова всерьёз. В начале 90-х Вера Ниловна улетела в США. Имея хороший чистый классический английский, Вера Ниловна легко адаптировалась в американской среде. Вскоре, в 1998 г. приехала во Флориду из Магадана и дочь Елена, где она работала психотерапевтом. Десятилетний сынишка Алексей тоже приехал вместе с мамой Еленой. Вот так и собралась семья в Орландо».
История дальнейших поисков родственников легендарной летчицы продолжается. У Веры Захаровой обширная родословная. У нее было еще семеро братьев и сестер, в том числе и по линии матери. В любой момент могут отыскаться масса других потомков.
Война – дело мужское. Однако, в ходе Великой Отечественной войны, участие женщин в войне, причем не только, в качестве медицинского персонала, но и с оружием в руках, стало реальностью. На основании постановлений Государственного Комитета Обороны СССР о мобилизации, в 1942 году в ряды Красной Армии было призвано свыше 800 тысяч женщин. Из Якутии на фронт были призваны 418. Среди них и была отважная летчица Вера Захарова, совершившая более 180 вылетов и спасшая более двухсот раненых. В.К.Захарова – легендарная летчица 12-го полка. Первая и единственная якутская девушка, севшая за штурвал боевого самолета.
Детство и юность Веры Захаровой.
Вера родилась в 1920 году в селе Дельгей Олекминского района. Отец Веры – уроженец Чурапчи Кирилл Захаров после окончания училища был направлен учителем в Олекминский район. Там он и встретил свою будущую супругу, вскоре родилась Вера. В 1922 г. Захаровы переезжают в Чурапчу. Вера с детства отличалась веселым, неугомонным характером. Любила учиться и делилась своими знаниями. В 1934 г. семья переехала в Якутск. Вера поступила учиться в планерную школу Осоавиахима, недавно открывшуюся в городе. Ее неодолимо тянуло в небо. Подруга Веры Анна Ременникова уже свободно совершала полеты на самолете «У-2». Вера ей отчаянно завидовала. Каждый день шли тренировки. Казалось, им не было конца. Наступил день, когда она самостоятельно совершила первый в своей жизни полет на планере. Невозможно описать словами те чувства, которые она испытывала в эту минуту.
Вера, задумавшись, не рассчитала силу бокового ветра и совершила неудачную посадку. Из-за этого злополучного случая ее на время отстранили от полетов. Девушка тяжело переживала, но не теряла надежды. Вскоре ей разрешили вернуться к полетам. К этому времени она окончила курсы парашютисток, работала инструктором.
На фронте.
Наступил 1941 г. 22 июня, возвратившись из очередного полета, Вера услышала страшное слово: "Война!" Долго не раздумывая, вместе с подругами Анной Ременниковой и Еленой Дворянкиной она отправилась в городской военкомат. Но там им отказали отговоркой, что летчики пока не требуются. Посоветовали поступить на курсы медсестер. Пришлось пройти курсы медсестер. Но и на второй раз девушки встретили отказ. Зато узнали, что на фронте нужны радистки. Подруги поступили на курсы радисток.
Через несколько месяцев девушки по очереди получили повестки из военкомата. В марте 1944 г. они в кузове почтовой машины покинули Якутск. После долгих учений их направили в 141-й отдельный санитарный авиаполк первого Белорусского фронта. Совершали боевые вылеты на самолете «По-2».
Из учебных самолетов они превратились в боевые. «Когда я в первый раз ведомой полетела на боевое задание,- вспоминает Вера Кирилловна,- ласково светило солнце, на небе ни облачка. И вдруг слышу раскаты грома, это при чистом-то небе! Назад не оглядывалась, потому что было приказано следовать за ведущим. Мы ныряли вниз, ближе к складкам на местности, несколько раз садились на фронтовые аэродромы. К нашим самолетам подскакивали солдаты, накидывали на них маскировочные сетки, прятали. Когда вернулись домой, командир сказал: если бы ты обернулась, то все, пропала. Нас же мессеры гоняли! Оказывается, это был не гром, а разрывы снарядов». На передовой линии шли ожесточенные бои. Ни днем, ни ночью не смолкала артиллерийская канонада. На своем боевом самолете Вера перевозила раненых. В боях под Ковелем на Украине приказом от 6 июля 1944 г. Захаровой была объявлена благодарность от Верховного Главнокомандующего Сталина. 6 августа 1944 г. Вера получила новое задание: вывезти раненых из местечка Парусив. Командир звена, провожая ее к самолету, пошутил: «Ну вот, вернешься благополучно, черноглазая, будет у тебя юбилейный вылет». На обратном пути воздушные «санитары» попали под сильный огонь зенитной батареи. Вера сделала все, чтобы уйти из зоны огня. Но мотор заглох. Самолет, пробежав несколько метров, остановился. Впереди показалась небольшая поляна. Вера почувствовала нестерпимую боль в ногах и заметила лужу крови. Волоча подстреленную ногу, она стала вытаскивать из кабины раненого солдата. Таща его за собой, девушка попыталась ползти к лесу. К ним уже бежали немецкие автоматчики. Вера открыла огонь из пистолета. После сильного удара по голове она потеряла сознание.
В немецком плену.
Фашисты долго допрашивали девушку. Они уговаривали ее вступить в «Русскую освободительную армию». Уговоры и избиения ни к чему не привели. Летчица была непреклонна. Захарову и еще четырех женщин отправили в концлагерь для больных и раненых в польском городе Торне. После жестоких и изнурительных пыток Вера не могла встать. Вскоре она узнала, что в лагере работает подпольная организация. Ее членами был тщательно разработан план побега. Бежать должны были два офицера. Побег удался. За участие в организации побега, за коммунистическую пропаганду среди военнопленных Захарова была приговорена к расстрелу. Спасла ее находчивость подпольщиков, которые подменили ее учетную карточку карточкой умершей узницы... Участившиеся налеты на город Торн предвещали скорое освобождение. Немцы развили бурную деятельность: туда-сюда сновали груженные под завязку машины, дым от сжигаемых архивов стоял коромыслом. Потом построили всех ходячих, приставили конвоиров с овчарками и увели неизвестно куда. А над Торном уже поднимался дым от пожарищ. 19 января 1945 г. Вера углядела на белом снегу какой-то странный комок. Он двигался. Или показалось? Нет, вот еще такой же... первый комок, оказавшийся солдатом в маскхалате, поднял голову и Вера услышала: «Ток!» Не сразу и сообразила, что он спрашивал, не пущен ли по проволоке ток. Это были наши разведчики. Так Вера была освобождена из плена.
Снова в строю.
По состоянию здоровья Вера Захарова подлежала демобилизации. Но она отказалась. После поисков нашла в Варшаве свой 141-й авиационный полк, который в то время входил в состав первой армии Войска Польского. Захарова снова села за штурвал самолета. Облетела почти всю Восточную Германию, Польшу. Вскоре наступил долгожданный день Победы.
За храбрость и мужество в борьбе с фашистскими захватчиками Вера Кирилловна Захарова была награждена орденами Отечественной войны первой и второй степени и многими медалями.
Мы гордимся нашей землячкой, преклоняемся перед ее мужеством и самоотверженностью.
Источники:
3. Если бы обернулась, то, все, пропала. Якутская летчица о войне.
4. Память поколений: женщины в битве под Москвой в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
5. Первая и единственная летчица из Якутии- Вера Захарова.