Платон Алексеевич Ойунский — поэт, публицист, видный ученый, общественный и государственный деятель, — родился 11 ноября 1893 г. в семье бедняка III Жехсогонского наслега Ботурусского улуса. Вся семья, от детей до взрослых, батрачили у тойонов.
Отец Платона Алексей был хозяйственным семьянином. После смерти супруги женился второй раз на женщине по имени Евдокия, статной красавице с ясным лицом. Кроме того, она обладала мудростью и умом. Евдокия родила шестерых детей, Платон был старшим. Когда ему было 23 года, отца не стало в результате несчастного случая.
В детстве Платон очень любил слушать олонхо, особенно в исполнении своего соседа Пантелеймона Слепцова. А с 8–9 лет сам начал петь песни и олонхо. Скоро мальчика стали приглашать, чтобы послушать, как он поет. Взрослые дивились и хвалили его красноречие.
Платон с детства был серьезным ребенком. В 11 лет его отдали в школу, началась жизнь в пансионе. В те времена беднякам очень трудно было получить образование. Все 9 лет его учебы совпали с трудными засушливыми годами. Очень многие обеднели, семья Слепцовых вконец обнищала.
После успешного окончания начальной школы, благодаря помощи сельской общественности, был направлен в Якутск для продолжения образования в городском 4-классном училище. По его окончании в 1914 г. поступил в Якутскую учительскую семинарию, которую окончил в 1917 г. Уже в те годы молоденьким юношей посещал все видные тайные кружки и организации, публиковался в рукописном журнале «Юность»: «Если он бедняк не уплотит подать, то отнимут у него корову или быка… Дети его пойдут в рабы… Богатые люди, нежели спасти этих бедняков от гибели, скажут им: «Вы — суть животные» и выгонят прочь. Богатые и образованные сидят на шее этих изнуренных рабов, погибающих миллионами в ужасных страданиях» и эти его мысли характеризуют мировоззрения молодого Платона Алексеевича.
Во время учебы в Якутске он познакомился с будущим другом и соратником Максимом Аммосовым. Оба парня снимали одну комнату на двоих по ул. Каландаришвили и приступили к переводу произведения Н. В. Гоголя «Ревизор».
П. А. Ойунский является первым профессиональным политиком якутского народа, яркий представитель политической элиты того времени. После февральской революции 1917 г. Платон Алексеевич вместе с политссыльными Г. Петровским, Г. Орджоникидзе и Е. Ярославским был избран в Комитет Общественной безопасности. На съезде крестьян и рабочих в марте 1917 г. между большевиками и эсерами произошло разногласие, а в сентябре с меньшевиками по вопросу разделения земли.
Платон Алексеевич вместо классовой системы разделения земли и сенокосных угодий предлагал делить землю по количеству членов семьи, ратовал за своевременную выплату рабочим зарплаты не ниже прожиточного уровня. Эти предложения съездом были отклонены. Также не было принято его предложение об учреждении Совета рабочих и крестьян.
Ойунский учился в Иркутском и Томском государственных университетах, где распространял идеи большевизма.
Вернулся в родную Якутию с отрядом А. Рыдзинского. Через 35 дней после победы Колчака его арестовали с И. Бараховым, М. Аммосовым и др. Возле Иркутска они сбежали и через 40 дней прибыли в Томск.
В апреле 1920 г. Ойунский с Аммосовым добились отделения Якутской области от Иркутской губернии. Вместе с этим начали разрабатывать документ об автономии Якутии. Одновременно Ойунский был председателем комиссии по разработке Конституции.
В январе 1922 г. В. И. Ленин дал согласие на автономию Якутии и в апреле этого же года Автономная Якутия вошла в состав РСФСР. Появились границы, появилась собственность Якутии, правящие органы. Природные богатства стали собственностью рабочих.
Будучи председателем народного комиссариата Якутии, Ойунский занимался не только внутренней и внешней политикой. Благодаря ему и в связи с манифестом 1922 г. революционного комитета были амнистированы представители интеллигенции: В. В. Никифоров (Күлүмнүүр), М. П. Слепцов (Отоороб), Г. В. Баишев (Алтан Саарын) и др. К А. Е. Кулаковскому Ойунский относился как к брату. В 1924 г. от имени правительства он отправил Кулаковскому деньги, а также напечатал его работы.
В январе Платон Алексеевич вместе с М. К. Аммосовым были на похоронах Ленина. Тогда они почувствовали, что идет подпольная борьба за власть.
Ойунский был поистине гением, мыслителем, философом, ученым, лингвистом с большой буквы. В 27 лет возглавил ЦИК, заложил основы государственного управления.
Он был также организатором печати, сам включился в работу по созданию советской печати на русском и якутском языках. В 1921–1922 гг. вместе с Аммосовым помогли решить вопросы доставки в Якутск из Иркутска типографского оборудования и газетной бумаги, проблемы отливки якутского шрифта в Петрограде. Это штрихи к его организаторской работе в сфере периодической печати. Печатался в газетах «Красный Север», «Манчары». Первый номер газеты «Манчары» 28 декабря 1921 г. организовал именно он и кроме статьи-обращения опубликовал басню «Үгэ кэпсээн».
12 января 1926 г. постановлением обкома ВКП(б) Платон Алексеевич, являвшийся председателем ЯЦИКа, был назначен по совместительству редактором газеты «Кыым». В декабре 1934 г. стал первым председателем Союза писателей Якутии. Ему был 41 год.
Ойунский был очень надежным человеком. С молодых лет дружил с А. И. Софроновым-Алампа, который в 1933 г. вернулся на родину больной туберкулезом, и Ойунскому довелось проводить его в последний путь. 22 октября за два дня до смерти Алампа в присутствии П. Ойунского, Н. Мординова, Ф. Винокурова написал завещание о передаче своего литературного наследства Союзу писателей Якутии и учреждении постоянной премии его имени за лучшие драматические произведения на якутском языке.
Платон Алексеевич был очень заботливым, хорошим семьянином, считал, что семья — это не только опора, но и будущее. И эту любовь к семье связывает с любовью к родной земле и народу.
Первая жена — актриса Якутского театра Фекла Сокольникова была «с детства божеством его сердца». Они жили по соседству. Родня с обеих сторон была против их супружества. Сокольниковы считали Платона бедным, а родители Платона не хотели, чтобы сын женился на больной туберкулезом. Молодые поженились, но счастье их продлилось всего на неполных полгода. Феклуша умерла по пути в Москву недалеко от Красноярска, где и пришлось ее похоронить.
В 1926 г. Платон Алексеевич знакомится с Татьяной Александровой, работавшей в женотделе ЦИКа. Они поженились, родилась дочка, которой не стало в младенчестве. Года через четыре Татьяна Дмитриевна умерла от болезни. Ей, красавице, Ойунский посвятил олонхо «Туйаарыма Куо светлолицая».
6 ноября 1930 г. женится в третий раз на Акулине Николаевне Борисовой. У Акулины от первого брака была дочь Мария, а совместные дети — Саргылана и Сардана. Сардана Платоновна была кандидатом филологических наук. Посвятила жизнь увековечиванию памяти отца, была автором многих статей о нем, подготовила к изданию его поэму-тойук «Красный шаман», книг «Аҕам сырдык аата», «Мин аатым ааттаныа…» (с И. Федосеевым), «П. А. Ойунский и якутский театр».
П. А. Ойунскому не суждено было избежать репрессии. Его арестовали 3 февраля 1937 г., привезли в Бутырскую тюрьму, объявили врагом народа. Великий сын якутского народа умер в застенках КГБ 31 октября 1939 г. Испытал все, что было уготовано тогдашним узникам.
Для своего народа П. А. Ойунский остается великим гением, выдающимся писателем и государственным деятелем. Имя Ойунского присвоено Саха академическому театру, литературному музею, аэропорту в г. Якутске; улицам в г. Якутске, Мирном, Нерюнгри, Вилюйске, Ленске; Музею государственности РС(Я) в селе Черкех. В 1993 г. Указом Президента РС(Я) учреждена Государственная премия им. П. А. Ойунского, присуждаемая за выдающиеся произведения в области литературы, искусства и архитектуры. На центральной площади г. Якутска установлен памятник.
Использованная литература:
Матрена Аргунова,
ведущий библиотекарь