Мой ребёнок молчит. Что делать?
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
17.11.2023

Мой ребёнок молчит. Что делать?[16+]

Просмотры: 1526

10 ноября в рамках проекта SMART-библиотеки «Библионяня» прошла лекция логопеда - дефектолога Ксении Соловьевой. В этой статье мы собрали для вас полезные материалы, которые были озвучены на лекции.

Многие взрослые представляют, что речь – это функция языка. На самом деле речь – это одна из психических функций человека, которая является результатом согласованной работы многих областей мозга, а также органов дыхания, голосообразования и артикуляционного аппарата, т.е. языка, челюстей, губ.

При воспитании малыша традиционно почти всё внимание родители уделяют своевременному кормлению, прогулкам, организации сна, а вот о речи забывают, считая, что она появится сама собой, и вспоминают только тогда, когда ребенок в два – три года не говорит. Оказывается, работу по развитию речи можно и нужно начинать с первых дней рождения ребенка, в так называемый доречевой период.

Что же надо делать, чтобы словарь малыша соответствовал норме? Иначе говоря, в чем заключается работа родителей по развитию речи у ребенка?

Обратите внимание на следующие обязательные показатели для года жизни:

1.      Крик как реакция на внешние раздражители.

2.      Живая реакция на появление взрослого. Например, оживление или улыбка. Время появления от 1 до 3 месяцев.

3.      Гуление. Малыш должен смотреть в глаза родителям при гулении. Он должен «петь».

4.      Лепет. Звуками малыш старается привлечь к себе внимание взрослых (активизируется в 6-10 месяцев).

5.      Указание. Так называемые жесты, указывающие на предметы и действия. Появляется в 8-13 месяцев.

6.      Социальные жесты. Это махание рукой в знак прощения. Возникает в 9-12 месяцев.

7.      Выполнение и понимание простых просьб. Появляется приблизительно в год.

Первый год жизни.

Малыш пользуется примерно восьмью словами.

Понимает слова, простые просьбы. Такие как «на», «дай», «нет», «нельзя».

Если малыш пытается повторять за вами слова, читайте ему простые стишки по ролям. Например: Вы: «Гуси, гуси»; Малыш: «Га-га-га!»; Вы: «Есть хотите?»; Малыш: «Да-да-да…».

Позволяйте ребенку самому закончить знакомый стишок или песенку. Для этого перед окончанием сделайте паузу.

В игре ребенку легче включиться в разговор. Хорошо ребенку помогают включить слова жесты. Например, протягивайте игрушку и говорите «на» «возьми». Протяните ребенку руку ладонью вверх и скажите «дай». Учите ребенка «ладушкам», махать ручкой, прощаясь, мотать головой в знак согласия и несогласия. Нюхайте цветы, изображайте мишку косолапого, зайку и т.д.

Второй год жизни.

Стадия активной речи – автономная речь. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де» - дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па» - упал, палка, лопатка.)

Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса первого года жизни.

!!! Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

Третий год жизни

Речь приобретает связный характер.

Появляются предложения, они становятся все более сложными.

Ребенок задает вопросы, меняет интонацию.

В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста.

Много повторений слов, запинки в произношении, но к четырем годам это проходит.

Словарный запас быстро увеличивается, к трем годам он может составлять 1000 -1500 слов!

Известно:

Наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность. Надо помнить, что отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.

Если ребенок в 2-2,5 года не говорит или говорит мало слов, это должно вызвать тревогу родителей.

Сигналы тревоги, которые должны вас насторожить:

- у ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба;

- в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда вы обращаетесь к нему;

- в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»,

- в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи.

- в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;

- у ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.

Сигналы тревоги, которые должны вас насторожить:

- в речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вздоха, всхлипывания;

- ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком;

- в 2-3 года не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай мне её»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;

- в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?» «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносить большую часть звуков.

ВАЖНО: необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, тяжелое протекание беременности.

Если ребенок отстает в речевом развитии, то необходимо обратиться к специалисту, либо подобрать развивающие игры и упражнения, а также заниматься с малышом регулярно.

Приемы, стимулирующие речевое развитие:

Разговор с самим с собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните вслух говорить о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно, отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко»

Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

Провокация. Или искусственное непонимание ребёнка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявлять свою понятливость и временно становиться «глухим». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, вопросительно смотрит на вас, дайте не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности.

Распространение. Продолжайте дополнять всё высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», а вы продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, что он овладел более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

Приговорки. Использование игровых песенок дает ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне самостоятельно может делать выбор. Если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?»

Продуктивные виды. Выразить свои мысли можно через лепку, аппликацию, рисование. Известный психолог Л. Выготский называл детское рисование «графической речью», и наша задача – облечь мысль ребенка в слово. Ребенок фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ – в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнить.

Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям.

Развитие тонких движений рук. Электрофизиологическими исследованиями доказано, что существует тесная связь между движениями пальцев рук и речью. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать следующий прием. Брать каждый пальчик по отдельности, сгибать и разгибать пальчики рук, надо каждый день по 2 – 3 минуты каждый день.

Массаж ушей. Можно выполнять одновременно на обоих ушах: растирать мочки ушей между большим и указательным пальцами. Мочки ушей являются проекцией головного мозга; Растирать кожные складки, идущие вдоль хряща ушных раковин, большим и указательным пальцами, не задевая при этом верхнюю часть уха. Кожные складки являются проекцией спинного мозга.

Важно:

Проблемы в речевом развитии могут быть обусловлены неврологическими причинами. В таких случаях необходима своевременная консультация невролога.

Несомненно, что эффективность коррекционной работы гораздо выше на фоне грамотного неврологического лечения. Особенно, если оно было начато в раннем возрасте.

Еще несколько полезных рекомендаций:

- Для ребенка вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).

- Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста.

- Поощряйте стремление задать вопросы.

- Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.

- Читайте ребенку каждый день.

- Поощряйте общение и игры с другими детьми.

- Пусть ребенок регулярно слушает любимые песни, сказки, музыку, стихи.

- Играйте вместе с ребенком, если он просит.

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

Задача родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до трех лет. Количество слов, которое ребенок слышит в течении дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботиться о нем.

Статью подготовила: Федорова Дария, ведущий библиотекарь


Смотрите также