Библиотека - это волшебный, сказочный мир учений и познаний, радости и сосредоточенности среди бурлящей вокруг школьной жизни.
Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг.
Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле. Ему известны секреты классификации книг, составления библиографических справочников и каталогов. Со временем большинство материалов, из которых сделана книга (бумага, ткани, клей), стареют, изнашиваются. Библиотекарь в совершенстве знает условия, при которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры, аудио и видеозаписи. Современный библиотекарь хорошо разбирается в современных информационных технологиях: владеет компьютером, всеми видами офисной техники, видеотехникой и другой аппаратурой. Но работа с библиотечным фондом – это лишь одно направление его деятельности. Другое направление – работа с читателями. Библиотекарь консультирует посетителей, помогает им в поиске и выборе литературы. Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет одновременно функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы. К сожалению, эта многофункциональность школьной библиотеки и ее роль в жизни школы пока не совсем понимается администрацией всех уровней, педагогами, а иногда и самими библиотекарями. В настоящее время самая большая сеть библиотек России (около 67 тыс.) находится в кризисе. Особая острота сегодняшней ситуации определяется, прежде всего, сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности. Журнал «Школьная библиотека», одной из задач которого является привлечение внимания к нуждам школьных библиотек, изменение отношения к ней и педагогической, и библиотечной общественности, в своем первом номере опубликовал анкету, цель анкеты - проанализировать реальную ситуацию и проблемы современной школьной библиотеки. Инициированное журналом «Школьная библиотека» исследование позволило фактически впервые получить достаточно объемную и разнообразную информацию о проблемах сегодняшней школьной библиотеки, о структуре деятельности школьного библиотекаря и его информационных потребностях. Наша школьная библиотека в микрорайоне Кангалассы отметила свой юбилей 80 лет. На протяжении 30 лет ведется, совместная робота школьной библиотеки и библиотекой «Библиомир» проводились совместные мероприятия, а также обмен опытом между коллегами.
Школьная библиотека, оказывает различные услуги, такие как:
Обслуживание читателей на абонементе. Школьная библиотека выполняет все функции, свойственные учреждениям культуры, является структурным подразделением и звеном образовательного процесса.
В школьной библиотеке существует два фонда: фонд учебников, основной фонд, который включает в себя: справочную, научно-популярную, художественную и методическую литературу.
Все свои ресурсы библиотека предоставляет читателям в целях поддержки деятельности и расширения её возможностей.
Контингент читателей многообразен: учащиеся, учителя, работники школы и родители.
Ребята, окончившие школу, и поступившие в учебные заведения активно пользуются услугами нашей библиотеки.
Фонд школьной библиотеки – составляет 6 589 экземпляров.
На протяжении 35 лет в школьной библиотеки им. «Хромова» проработала Певчих Татьяна Васильевна.
В данное время библиотекарем в школьной библиотеке работает Максимова Галина Николаевна.
Наша школьная библиотека уютная и красивая, у учеников возникает желание возвращаться сюда снова и снова. Грамотно оформленные книжные выставки привлекают читателей. В зависимости от поставленных задач выставки могут быть: информационными, рекомендательные, тематические. Но наиболее действенным способом привлекает детей, к чтению является, проведение массовых мероприятий.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры учащегося. Библиотечный урок может быть использован при проведении интегрированных уроков совместно с учителями-предметниками.
Формы проведения библиотечных уроков разнообразны. Наиболее актуальны такие формы занятий, как викторины, библиографические игры, литературные беседы. Результат урока зависит от умения библиотекаря вызвать интерес к теме, от правильной подачи материала, от активности учащихся. В течение ряда лет библиотека школы проводит библиотечные занятия по теме «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьника».
Цель занятий: сформировать базовые знания по основам библиотечно-библиографической грамотности, уметь грамотно формировать свои вопросы, самостоятельно найти нужную информацию в различных источниках, уметь правильно использовать найденную информацию. Самое главное на таких уроках – убедить учеников в нужности, значимости изучаемого материала, вызвать у них интерес.
Школьная библиотека – как первый учитель, от которого зависит какого читателя и пользователя информацией мы воспитали, таким он и будет в вузовских и массовых библиотеках. Все закладывается с детства, со школы, со школьной библиотеки. Давайте будем помнить, что сегодняшний ученик завтра будет взрослым. Он будет строить дома, лечить людей, делать политику нашего общества. И мы твердо уверены – пройдут годы, и накопленный в библиотеках интеллектуальный и творческий багаж будет сполна возвращен людям.
Источники:
Школьная библиотека в системе современного образования
Роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности школьника