Правда жизни : Писатель корчагинской закалки
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Другое
10.02.2021

Правда жизни : Писатель корчагинской закалки

К 100-летию Якутской АССР
Просмотры: 2667

1.jpeg

Семен Степанович Яковлев родился 24 января 1892 г. в Чакырском наслеге Ботурусского (ныне Чурапчинского) улуса. Любознательный и восприимчивый от природы, он обучается грамоте у встретившихся на его пути хороших людей. Не посещая школу, к десяти годам он довольно бегло научился читать и писать. На мировоззрение будущего писателя огромное влияние оказали ссыльные революционеры. В Ботурусском улусе отбывали ссылку многие известные люди: Э.К. Пекарский, составитель фундаментального «Словаря якутского языка», Ф.Я. Кон, большевик Н.Л. Мещеряков и другие.

Когда произошли великие революционные события 1917 г., С. Яковлеву было 25 лет. Он оказался в первых рядах активных борцов за Советскую власть. Все годы гражданской войны он провел с оружием в руках, являясь одним из организаторов красных партизанских отрядов на территории, занятой белобандитами. О своем участии в гражданской войне С. Яковлев писал: «В 1921 г. вступил добровольцем в ряды Красной Армии. В конно-ударном отряде Сокольникова служил завхозом и одновременно выполнял задания в качестве рядового бойца. Затем был переведен во вторую роту Южного отряда, Командиром которого был Евгений Романенко. Несколько раз попадал на засады белых и был участником Харыялахского и Техтюрского боев, где всегда бывал в первых рядах наступающих. В г. Якутске после ликвидации Коробейникова был организован Якутский национальный отряд, в котором я служил завхозом. Летом 1922 г. я был назначен начальником милиционного отряда и командирован со своим отрядом в Чурапчу, где находился Красный гарнизон».

Активное участие С. Яковлева на стороне Советской власти вызвала особую ненависть его врагов. Озверевшие враги, не застав его на месте, избили до полусмерти его восьмидесятилетнего деда, а мать Елену Игнатьевну и шестерых родственников увезли в Чурапчу. Жертвой «Чурапчинской колотушки» стали 17 человек, в том числе один красноармеец, 8 крестьян из Чурапчинского, 4 из Намского, 4 из Баягантайского улусов. У Елены Игнатьевны трое сыновей были на стороне советской власти. Там ее вместе с родственниками других советских работников зверски пытали и заживо похоронили в общей могиле. Это зверское убийство возмутило людей, оно совершено в целях экономии патронов. В эти же дни бандиты расстреляли родного брата писателя и несколько его близких родственников. Познав на себе все лишения, трудности гражданской войны и став очевидцем массового героизма родного народа, Семен Яковлев впоследствии не мог не обратиться к этой теме в своих произведениях. Она стала главной в его основных произведениях: «На волоске от смерти», «Исполнение завещания» и «Молодежь Марыкчана». Из его рассказов, повестей и романа перед нами встают живые образы героев гражданской войны в Якутии.

В годы укрепления Советской власти в Якутии коммунист С. Яковлев активно участвует в социалистическом строительстве, исполняя самые разнообразные поручения. Семен Яковлев был милиционером, чекистом, членом ревкома, заведующим районо, председателем райсовета. В последние годы работал наборщиком и директором типографии, редактором районной газеты, в то же время много сил он отдавал любимому делу – литературе.

С 1923 г. начал печататься. Первые статьи в газете «Кыым»: «Ночооттоох оонньуу», «Тыаҕа дьаҥ тарҕаныа» и др. С 1924 г. стал подписыватся «Боотур Уус», а с 1927 г. - «Эрилик». В 1928 г. С. Яковлев уже накопил богатый жизненный опыт, прошел своеобразную литературную школу. К тематике гражданской войны он обратился в рассказе «На волоске от смерти», где первым ввел в якутскую литературу образ женщины-якутки, борющейся с оружием в руках за новую жизнь. Эрилик Эристин был настоящим патриотом – интернационалистом, создавшим впервые в якутской литературе яркие образы представителей казахского, бурятского народов. Еще во время гражданской войны воевал с представителями разных национальностей нашей страны. С тех времен у него появился интерес к жизни братских народов. Творческая командировка по Советскому Союзу в 1934 г. произвела на него незгладимое впечатление. Он побывал в Бурятии, Казахстане, изучил трудовую жизнь этих республик. Результатом годичной творческой командировки стала повесть «Революция уолаттара» («Сыны революции», 1936), в которой освещена судьба казахского народа. Главные герои повести два мальчика Абдуркулла и Мундербек Орунбаевы. Они проходят трудный путь от «хождения в люди» до видных советских работников. Решающую роль в их судьбе сыграл русский политссыльный Андрей Киргизтан. Повесть «Аймалҕан» («Волнение», 1937) написана на материале жизни героев из Бурятии, на ту же тему становления нового человека. Автор показывает, как лучшие сыны и дочери бурятского народа Бурхалей Балтарыков, Эрбантей Бургуев, Мариса, Кентей, испытавшие на себе всю горечь подневольной жизни в кабале у богачей, поднимаются на борьбу против эксплуататоров. Оба произведения получили высокую оценку. С 1938 г. Эрилик Эристин является членом Союза писателей СССР. В июле 1939 г. состоялся I съезд советских писателей Якутии, на котором Эрилик Эристин был признан крупным прозаиком якутской советской литературы.

С 1938 г. из-за контузии, полученной в боях за Техтюр, Эрилик Эристин постепенно начинает терять зрение. Но закаленный в боях коммунист не пал духом и на этот раз. Он повторил подвиг Николая Островского, произведения которого очень любил. Пока он мог писать и читать при помощи лупы, обходился без посторонней помощи, а впоследствии ему помогали его земляки и ученики старших классов местной школы. Один из них С.Н. Анисимов, часто ходивший к нему, вспоминает, что писатель работал с чрезвычайным напряжением сил, с раннего утра до позднего вечера, пока солнечные лучи освещали его письменный стол. Когда же становилось невмоготу, от усталости и от сильных головных болей, писатель оставлял перо на время, и лежа, прослушивал написанное. В 1938 г. он закончил повесть «Исполнение завещания» («Кэриэс туолуута»). В повести показано социальное прозрение якутского крестьянина. Она получила поощрение жюри республиканского конкурса на лучшее художественное произведение и в 1939 г. вышла отдельной книгой.

Его перу принадлежит рассказ «Хачыгыр» (1938), посвященный тяжелому детству якутских детей. Хачыгыр – мальчик – сирота, влачит жалкую жизнь хамначчыта-батрака у богатых тойонов. С утра до вечера, не разгибая спины, он мелет зерно, таскает лед, помогает доить коров, работает до изнеможения. За малейшую повинность его осыпает побоями хозяйка Катерина, издевается байский сынок, а хозяин, рассердившись из-за пустяка, попросту убивает мальчика. В судьбе Хачыгыра писатель сумел талантливо отобразить страшную участь детей бедняков в дореволюционной Якутии.

Будучи незрячим, писатель по-прежнему был в гуще жизни. Его не раз избирали депутатом райсовета, к нему приходили за советом, за помощью. Ему старались создать все условия для работы.

2.jpeg

В 1942 г. вышел в свет первый в якутской литературе роман «Маарыкчаан ыччаттара» («Молодость Марыкчана»), который Эрилик Эристин написал уже тяжело больным человеком. Это был вклад писателя в общее дело борьбы всего советского народа против фашистских захватчиков. В нем автор показал гражданскую войну в Якутии. В романе Эрилик Эристин создал галерею самобытных образов якутских комсомольцев Николая Манасова, Сени Оноева, Кеши Кускаева, Маруси Орданской и др. Действие романа происходит в Якутии, в глухих, затерявшихся среди снегов поселках – Марыкчане, Дабане, Майдархане. Здесь родились и выросли те парни и девушки, которые впоследствии стали преданными сыновьями и дочерьми Ленинского комсомола, и как участники партизанской борьбы сыграли большую роль в разгроме белых отрядов. Такие черты советской молодежи как героизм, вера в революцию и готовность в любой момент подняться на защиту ее завоеваний, привлекают внимание Эрилик Эристина. Это писательское качество ставит его в один ряд с певцами революционной молодежи Николаем Островским и Александром Фадеевым. В романе широко показано содружество борцов разных национальностей. На далекой северной земле сражается красный командир, татарин по национальности Марьяс Искандеров, который «родился за тысячу верст отсюда у южного моря», кореец Чи Дуань, когда-то партизанивший у себя на родине, а затем попал в Россию и тоже сражается в рядах якутских партизан. Роман «Молодость Марыкчана» проникнут верой в светлое будущее.

Напряженная творческая работа отразилась на здоровье писателя, вскоре он слег совсем. Незадолго до смерти он узнал, что роман «Молодость Марыкчана» отредактирован поэтом А. Бэрияком и сдан в печать. Доктор филологических наук Слепцов П.А. в своей работе высоко оценил творчество писателя: «Язык и стиль основного произведения Эрилик Эристина, «Молодежь Марыкчана», в целом можно охарактеризовать как поворот к новому качеству языка художественной литературы, все больше ориентированного на современный разговорный и книжно-письменный язык, осваивающий большое количество инноваций, вносимых всем ходом развития общества. И в этом смысле роман «Молодость Марыкчана», одно из лучших произведений якутской литературы, следует считать серьезным вкладом Эрилик Эристина в развитие литературного языка, в переориентацию норм словоупотребления»1.

Эрилик Эристин автор пьес «Суорума соруктаммыт» («Преждевременно озадаченный»), «Биэлэй ыстааба» («Штаб белых»), «Манчаары Баһылай» («Василий Манчары») и др. Спектакли, поставленные на сцене Якутского театра: «Маарыкчаан ыччаттара» («Марыкчанские парни») – режиссер С. Григорьев; «Кэриэс туолуута» («Завещание») – режиссер Ф. Фомин.

В последние годы жизни Эрилик Эристин написал, вернее диктовал олоҥхо «Буура Дохсун», очерк «Поездка в Маяду» («Майаадаҕа сырыы»), повесть «Возвращение Михачеевых» («Михачевтар төннүүлэрэ»).

Семен Степанович-Эрилик Эристин умер 6 октября 1942 г.

Союз писателей Якутии и совхоз имени Эрилик Эристинэ учредили ежегодную литературную премию его имени за лучшие художественные произведения на сельскую тематику. На родине писателя в с. Чакыр Чурапчинского улуса открыт Дом-музей.

Произведения

  • Суорума соруктаммыт : Пьеса. – Дьокуускай, 1931.

  • Кэриэс туолуута : Сэһэн. - Дьокуускай, 1937.

  • Маарыкчаан ыччаттара : Роман. - Дьокуускай, 1942.

  • Талыллыбыт айымньылар. – Дьокуускай, 1948.

  • Кэпсээннэр уонна пьесалар. – Якутскай, 1963.

  • Айымньылар : 2 т. – Якутскай, 1969.

  • Буура Дохсун : Олоҥхо. – Дьокуускай, 1993.

  • Кэм кэхтибэт кырдьыга. – Дьокуускай, 2014.

***

  • Марыкчанские парни : Роман / Пер. А. Ольхон. – Иркутск, 1948; Москва-Ленинград, 1951; Москва, 1956; Иркутск, 1962; Москва, 1974.

  • Молодежь Марыкчана : Отрывки из повести / Пер. М. А. Кротова. – Якутск, 1948.

  • Повесть и рассказ. – Москва, 1964.

О жизни и творчестве

  • Тобуроков, Н. Эрилик Эристии : олоҕун уонна айар үлэтин туһунан очерк. - Якутскай, 1963. – Библиогр.: 65 назв.

  • Эрилик Эристиин туһунан ахтыылар. - Якутскай, 1992.

  • Тобурокоп, Н. Н., Окорокова, В. Б. Эрилик Эристиин : олоҕо уонна айар үлэтэ. – Дьокуускай, 2016. – Библиогр.: 164 назв.

____________________

1Слепцов, П. А. Якутский литературный язык. Формирование и развитие общенациональных норм. – Новосибирск, 1990. – С. 184.

Подготовила Ирина Уваровская, ведущий библиотекарь РИЦ

Смотрите также