В рубрике «Любимые книги детства»: Бердникова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета «Северо-Восточного федерального университета им.М.К.Аммосова.
Родилась в 1973 году в г. Якутске. После окончания СОШ № 30 поступила на русское отделение филологического факультета ЯГУ им. М.К. Аммосова, который и закончила с отличием в 1995 г. В том же году по решению кафедры общего языкознания и риторики в качестве стажера-исследователя была отправлена на годичную стажировку на филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова.
В 1996 г. поступила в очную аспирантуру по кафедре русского языка МГУ, которую окончила в 1999 г. В 2001 защитила кандидатскую диссертацию. С 2000 г. работает на кафедре общего языкознания и риторики, пройдя путь от ассистента до доцента. Замужем, в семье воспитываются две дочери.
Из воспоминаний Татьяны Александровны: В нашем родительском доме всегда была большая библиотека: всю стену старого деревянного дома с потолками до 4 метров занимал книжный стеллаж. Можно сказать, в семье был культ книги. Папа, Александр Николаевич, часто бывал в командировке и всегда привозил, хоть несколько, но томиков книг. С удовольствием рассматривали мы с сестрой старые издания из букинистических магазинов Москвы и Ленинграда. Особенно интересны были книги по искусству, по истории с большими красочными фотографиями. Мама, Нина Викторовна, собирала и вклеивала в альбом репродукции картин из различных журналов. Ведь тогда не было виртуальных музеев, а так хотелось посмотреть творения великих художников!
Так что книги я читала самые разные: приключения, исторические, про пионеров-героев, про военное время. И еще мне родители выписывали детские журналы: «Костер» и «Пионер», газету «Пионерская правда», позднее «Комсомольская правда». Сейчас я тоже читаю эту газету, но уже в электронном формате.
Обязательно ходила в библиотеку. За новыми книгами была прямо-таки очередь. Библиотекари нас записывали, на чтение отводилось строго 2 недели, если ко времени читатель не подходил, то книги передавались другому. В надежде, что кто-то быстрее прочитает и вернет книжку, я бежала в библиотеку раньше срока, и если удавалось взять книжку - вот это было счастье!!!
После окончания 5 класса я посмотрела список литературы для прочтения летом. Первым, как сейчас помню, в списке стоял Н.В.Гоголь. Вот тогда я познакомилась с «Вечерами на хуторе близ Диканьки. Образы украинской деревни, мистические сюжеты, яркие описания речи героев – все это до сих пор осталось в памяти. Ну а «Вий» - классика жанра ужасов.
Думаю, что обязательно нужно читать те произведения, которые сейчас называют детской фантастикой: «Незнайку» Н.Н.Носова и «Алису» Кира Булычева. Сейчас на эти книги можно смотреть уже с учетом технических изменений, ведь очень многое, что описано в этих книгах, уже сбылось или находится на стадии открытий. Тогда становится понятен масштаб дар предвидения писателей: каким образованным и разносторонне развитым человеком надо быть, чтобы в детских текстах показать мир через десятки лет!!!
Читать, как говорится, можно разному. Можно читать и видеть знакомые слова, но насколько это будет глубокое чтение, адекватное тому, что хотел сказать автор? Сейчас же многие просто не умеют читать. Мы пропускаем нужную информацию.
- Современных подростков при чтении классической литературы пугает объем. Четыре тома «Войны и мира», например. Если провести среди учеников одиннадцатого класса анонимный опрос, я думаю, мы все упадем от мизерной цифры тех, кто все это читал. Даже если ты одолел текст, насколько ты его понял? К сожалению, французским языком, как современники Толстого, мы не владеем, чтобы читать по полторы страницы на этом языке. Плохо, что дети не могут соотнести те явления, которые Толстой описывал. Им кажется, что 1812 год – это где-то на уровне динозавров, мамонтов. Хорошо, если ребенок этим увлекается, тогда он понимает больше.