«Говорит Ленинград. Внимание, товарищи! Войска Ленинградского фронта в итоге 12-дневных напряжённых боев прорвали и преодолели на всём фронте под Ленинградом сильно укреплённую, глубоко эшелонированную долговременную оборону немцев.
Город Ленинград полностью освобождён от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.
В ознаменование одержанной победы и в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, сегодня, 27 января в 20 часов, город Ленина салютует доблестным войскам Ленинградского фронта 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий».
В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады предлагаем вам книги, которые проведут по самым трагическим, страшным и величественным страницам истории великого города.
Читайте о героическом Ленинграде — воспоминания, монографии, исследования, хроники и подборки документов.
1. «Блокада Ленинграда. Выстоял и победил. 1941-1944»
Издание рассказывает об основных событиях блокады – от ее начала в 1941 году до прорыва в 1943-м и победы в Ленинградской битве в 1944 году. В книге представлены материалы военных лет, фотографии памятников, мемориалов, укреплений и военной техники, а также схемы и карты.
2. «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда»
Это сборник рассказов от первого лица тех, чье детство пришлось на тяжелое блокадное время. Болезненные воспоминания героев, их стойкость и мужество еще раз напоминает читателям, какой нелегкой ценой досталась Великая победа.
3. Алесь Адамович, Даниил Гранин «Блокадная книга»
«Блокадная книга» - это суровая книга, которая рассказывает о муках осажденного фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, оставшихся в нечеловеческих условиях блокады истинно советскими людьми, преданными Родине. Это книга о страданиях и о мужестве, о любви и ненависти, о смерти и бессмертии.
4. Лидия Гинзбург «Записки блокадного человека. Воспоминания»
Книга Лидии Гинзбург «Записки блокадного человека. Воспоминания» повествует о бытии одного человека, чья судьба в это тяжелое для всех время неизбежно повторялась в других жизнях. Именно взгляд этого суммарного жителя Ленинграда, в данном случае – интеллигента в особых обстоятельствах, раскрывает перед читателями проблемы блокадной повседневности: жажда новой информации, вечные очереди, которые образуют терпеливые женщины, герои «Войны и мира» Толстого, вновь наполнившие дома горожан…
5. В. Карасева «Кирюшка»
Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо.
6. Геннадий Чикунов «Я был там: история мальчика, пережившего блокаду. Воспоминания простого человека о непростом времени»
Автобиография Геннадия Чикунова – это воспоминания о том, как счастливое довоенное детство сменяется выживанием в блокадном Ленинграде, а наивная вера в лозунги сталинских парадов и агитфильмов испаряется перед лицом подлинного страдания.
Читать в ЛитРес
7. Юлия Яковлева «Волчье небо. 1944 год»
Ленинград освобожден, Шурка и Бобка вернулись из эвакуации, дядя Яша с немой девочкой Сарой – с фронта. И вроде бы можно снова жить: ходить в школу, работать, восстанавливать семью и город, – но не получается. Будто что-то важное сломалось – и в городе, и в людях: дядя Яша вдруг стал как другие взрослые, Сара накрепко закрылась в своей немоте, а бедному Бобке все время смешно – по поводу и без… Шурка понимает, что нужно во что бы то ни стало вернуть Таню, пусть даже с помощью Короля игрушек, – но какую цену он готов за это заплатить?
Читать в ЛитРес
8. Наталья Громова «Ольга Берггольц: Смерти не было и нет»
Книга Натальи Громовой «Ольга Берггольц: Смерти не было и нет» основана на дневниках и документальных материалах из личного архива О. Ф. Берггольц. Это не только история «блокадной мадонны», но и рассказ о мучительном пути освобождения советского поэта от иллюзий.
Читать в ЛитРес
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель Революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
О. Берггольц