80 лет назад в обычный воскресный тёплый день произошло событие, которое навсегда раскололо мирное течение жизни в нашей стране на «ДО» и «ПОСЛЕ». Страна в этот день жила по традициям выходного дня: выпускники школ после выпускного бала и прогулок до рассвета мечтали отоспаться, семьи собирались на дачи или просто на природу, молодежь планировала более активный отдых, а родители с детьми постепенно заполняли парки, кинотеатры, цирки, зоопарки, музеи… Ещё никто не знал, что вот уже несколько часов шла война и утро воскресного дня превратилось в ад массированных бомбёжек для жителей советских городов: Киев, Житомир, Севастополь, Каунас. Это уже спустя несколько дней сочинят на мотив популярной песни «Синий платочек» слова: «22 июня, ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, что началась война».
Какие образы встают перед глазами, когда мы обращаем свою память к этому ТРАГИЧЕСКОМУ дню? Снимок кинохроники: застывшие в оцепенелости толпы людей перед уличными репродукторами на столбах, головы-вверх и пока ещё никто не плачет. Вот этот снимок – символ ПЕРВОГО ДНЯ ВОЙНЫ. В 12 часов 15 минут по московскому времени прозвучали музыкальные позывные и набатный голос диктора Юрия Левитана сообщил: «Говорит Москва. Передаём важное правительственное сообщение. Сегодня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска перешли государственную границу Советского Союза, подвергли бомбёжке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас. Началась Отечественная война. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.» Люди, стоявшие под репродукторами, думали, что после слов Левитана они услышат знакомый, негромкий, с характерным акцентом уверенный голос вождя, который заверит, что враг будет разбит в ближайшее время, отогнан к границам и закончится на чужой территории нашей победой. Но никто в этот день не мог предугадать, что долгие 1418 дней и ночей ожесточенных боёв, смертей и потерь начали свой горький отчет именно в этот день, когда люди стояли в надежде услышать Сталина. И никто не мог предугадать, что вождь не обратится к ним ни позже, ни завтра, ни послезавтра, ни через неделю. Только 3 июля он обратиться к людям не только как к гражданам и гражданкам, а почти по – христиански: «братья» и «сестры» к вам обращаюсь я….
И в этот же день открылись все сборные пункты военкоматов, мужская часть населения потянулась туда. Можно сказать, что демобилизация и формирование частей начались в первые же часы войны. Пришли в военкоматы и вчерашние выпускники школ, но их отправляли обратно домой. «Прощай, отчий край, ты нас вспоминай, прощай милый взгляд, не все из нас придут назад. Прощай сын и брат, отчизны солдат. Жесток будет бой не все из вас придут домой» - так пелось в известном военном марше «Прощание славянки», который уже звучал на перронах вокзалов. И никто в этот первый день войны не знал, что ЗАВТРА уже зазвучит новая песня, которая станет символом нашей праведной, нашей священной ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
В экстренном выпуске газеты «Правда» в этот первый день войны будут опубликованы стихи поэта Василия Лебедева-Кумача «Священная война», написанные на одном порыве и эмоциональном дыхании, газетой «Правда» сразу же напечатанные. А другой творческий человек, композитор и художественный руководитель Краснознамённого ансамбля Красной Армии Александр Александров, сидел в столовой и обедал, когда к нему подошел знакомый со свежим номером газеты «Правда», протянул её и сказал: посмотри здесь ТАКИЕ стихи… Александров взял газету, прочитал и, не доев, поднялся и уехал домой. Дома сразу к роялю – так рождалась ставшая знаменитой на весь мир «Священная война». Эта песня, написанная в первый день войны станет СИМВОЛОМ начала Великой Отечественной войны. Песня – призыв, песня – набат. На следующее утро музыканты собрались на репетицию. Александров диктовал ноты, музыканты записывали и тут же начали репетицию. После обеда музыканты поехали на Белорусский вокзал, где для ансамбля был уже сколочен помост. На перроне было очень шумно, суетливо, гудки паровозов, крики командиров, плач провожающих. Это отправлялись первые эшелоны мобилизованных на фронт. Услышат ли нас в этом шуме? – подумал Александров. Музыканты тоже волновались. На репетицию ушло только несколько часов. Музыканты заиграли и видели, что на звуки песни никто не обратил поначалу внимания, но потом произошло чудо: огромная толпа стихла, все повернулись к музыкантам, менялось выражение лиц и провожающих и отъезжающих. На лицах читалась решимость, лица становились суровее. Когда музыка смолкла над перроном нависла тишина. Александров и его музыканты были в смятении – неужели не понравилось? Этого не может быть… Ведь и слова, и музыка – были единым целым….И вдруг огромная толпа взорвалась овацией и скандировала: ещё, ещё, ещё!!! Музыканты были на подъёме и повторяли эту песню несколько раз, пока эшелоны не ушли на фронт. Следующие дни были очень напряжённые… Таким образом, именно тот самый первый день войны в нашей памяти ассоциативно связан с первыми тактами вступления этой великой песни:
«Вставай, страна огромная
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой тёмною
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна
Идет война народная
Священная война»
Первый день войны достаточно хорошо описан в художественных произведениях наших лучших писателей: это и трилогия Константина Симонова «Солдатами не рождаются», это и повесть Василя Быкова «В списках не значится», это повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», это и роман Чаковского «Блокада», роман Фадеева «Молодая гвардия» и многие другие. Писатели не скрывают, что было всякое в тот первый день войны: страх и трусость, растерянность и паника, благородный порыв защищать родину и если надо, то и отдать жизнь за неё. Первый день войны…он как камертон, дал настрой на долгие четыре военных года. И символом начала войны стали слова, прозвучавшие в тот самый первый день войны по радио: «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ! ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ! ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ!»
Статью подготовила ведущий библиотекарь Галина Иванова