Толерантность – путь к миру в обществе
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Другое
16.11.2020

Толерантность – путь к миру в обществе

Просмотры: 4904

«Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья
не стали недругами, а недруги стали друзьями»

Пифагор

Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе в целом. Искусство общения – это дар, которым обладают лишь немногие люди. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Критериями толерантности являются: равноправие, взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.).

В наше не спокойное время, когда в мире происходят межнациональные конфликты, очень важно воспитание толерантности и доброты у подрастающего поколения. Современные подростки вместо чтения книг предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра смотрят бои без правил, приключенческие фильмы заменены боевиками. Это их свобода выбора. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля. Воспитание закладывается, в детстве начиная с детского сада и далее. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации общения учеников друг с другом и с учителем. 

Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Красота нашего мира состоит в его многообразии. Как известно, в многонациональном обществе люди создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих отношений. Именно благодаря разнообразию взглядов, вероисповеданий, мыслей людей развитие цивилизации происходит многогранно. Они живут по своим правилам и нормам, обычаям и традициям, которые выражаются в языке и манере поведения, в религии и искусстве. Известно, что различия между культурами и людьми могут развивать и поддерживать в них доброжелательный интерес друг к другу, а могут и порождать вражду, разногласия, усложнять взаимопонимание. Поэтому очень важно, сегодня правильно понимать и формировать у себя принципы толерантного поведения, уважительного отношения к другим культурам и языкам. Проблема толерантного отношения во все времена являлась актуальной. 

К сотрудничеству и терпимости — призывали великие Дж. Локк, Вольтер, Антуан Де Сент-Экзюпери, А. Маслоу, В. А. Сухомлинский и др. Великие гуманисты мира: Конфуций, Максимилиан Кольбе, Джованни Боско, И. Ганди, Альберт Швейцер, Александр Мень, Дмитрий Лихачев

Различия между культурами и людьми могут порождать разногласия, противоречия. Однако в последнее время нетерпимость превратилась в одну из глобальных проблем современного мира. Ее суть выражается в отрицании и неприятии различий между людьми и культурами. Роль и участие библиотек в решении этих проблем неоспорима. Особое внимание нужно обратить на воспитание культуры межнационального общения, которое способствует взаимопониманию и взаимоуважению национальных этнических культур и религий, стимулирует критическое самопознание культур. 

Целью работы библиотек в полиэтнической среде является содействие межнациональному согласию, просвещению, гармоничному развитию национальных культур, поддержка духовных основ общества, воспитание уважительного отношения к культуре и традициям различных этносов. Важнейший долг библиотекаря – поддерживать и развивать исторически сложившуюся культурную общность народов своего региона, увязывать общенациональные культурные цели с запросами представителей отдельных этносов, исполнять профессиональные обязанности независимо от собственных национальных и идеологических пристрастий, принадлежности к тем или иным религиозным конфессиям. 

Библиотека обязана через комплекс мероприятий воспитывать у подрастающего поколения уважение и доброту к окружающим его людям. Любя свой народ, любя свою семью, подросток скорее полюбит и другие народы, а так же их семьи. В нашей библиотеке «Библиомир» на протяжении многих лет проходят уроки толерантности, например: «Дерево добра» для детей младшего звена школы. «О тех кто, рядом» для детей среднего звена школы. Для людей с ограниченными возможностями проводятся вечера как поэтические, так и развлекательного характера. Все вечера для людей с ограниченными возможностями проводятся совместно со школой, так на примере ребенок учится доброжелательности и терпимости к людям с ограниченными возможностями. У микрорайона Кангаласссы многонациональный состав населения, поэтому библиотека «Библиомир» проводит мероприятия направленные на охват всех национальных конфессий проживающих в микрорайоне.

«Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей… Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям… Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому, сохранить себя, свой язык, свою культуру». Д. С. Лихачев.

Источники: 

1. Пути воспитания толерантности у молодежи.

2. Научные детерминанты воспитания толерантности.

Смотрите также