В 1872 году вышла четырехтомная «Азбука», написанная графом Львом Николаевичем Толстым. «Азбука» содержит в себе материалы для педагогов (в том числе методические советы), басни, загадки, былины, адресованные ученикам, а также материалы для обучения чтению, письму и арифметике. Сам Толстой любил это сочинение и надеялся, что с помощью «Азбуки» обретут грамотность по меньшей мере «два поколения русских детей – от царских до мужицких».
Критик Виктор Буренин опубликовал в «Петербургских ведомостях» рецензию, в которой жестко отозвался о рассказе «Бог правду видит, да не скоро скажет», который попал в «Азбуку». По словам критика, это произведение «не годится ни для взрослых, ни для детей». Также Буренин утверждал, что в основе «Азбуки» лежит желание Толстого «доставить удовлетворение единственно его эстетическим стремлениям».
Также в «Петербургских ведомостях» историк литературы Петр Полевой отмечает, что «Азбука» обманула ожидания почитателей творчества Толстого. По его мнению, автор «мало внимания уделил настоящей истории». Также сильное раздражение Полевого вызвал язык книги: «Азбука», по его словам, написано «на каком-то орловско-калужском наречии». Статья завершилась сожалениями о том, что Толстой в своей «Азбуке» не использовал свежие наработки в области педагогики.
В 1874-1875 годах вышло переиздание, названное «Новое Азбука». Толстой переработал книги, исходя из критики рецензентов. И уже новое издание было рекомендовано Министерством народного просвещения в качестве учебников для народных школ России. При жизни Толстого «Новая Азбука» была переиздана еще 28 раз.
История создания
В 1868 году Лев Толстой планировал назвать эту книгу «Первая книга для чтения» и она должна была содержать несколько разделов: «буквослагательность», «арифметика», «наставление учителю». Это были наброски, а непосредственная работа началась в 1871 году. Толстой искал и переводил научно-популярные интересные детские истории, консультировался со специалистами, много времени искал оптимальные объяснения арифметическим действиям, чтобы они были понятны для детей. Его также интересовали значения приставок, опираясь на словарь Даля.
Чтобы проверить действенность приемов, написанных в «Азбуке», Толстой организовал домашнюю школу, которую посещали 35 человек, а учителями были Толстой и члены его семьи (жена и старшие дети). Софья Андреевна, жена Льва Николаевича, отмечала, что через несколько месяцев у учеников появились первые успехи: «почти все выучились читать довольно бойко по складам».
Отмечается, что изображение букв в «Азбуке» Толстого заметно отличается от тех, которые использовали педагоги-современники. Силуэт букв максимально упрощен, что помогает, по мнению писателя, в запоминании фигур.
В качестве наглядного пособия в разделе «Арифметика», Толстой использовал счеты с костяшками. С помощью этих иллюстраций, дети могли решать примеры на все четыре арифметических действия.
Автор статьи: Смольникова Ю.В., гл. библиотекарь