Примеры современных исследований в сфере культуры
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):

Примеры современных исследований в сфере культуры

19.04.2021

Регулярное проведение социологических и маркетинговых исследований в учреждениях культуры практикуется в целях составления характеристики их состояния, отслеживания происходящих изменений в текущих процессах, определения потребностей социума, его ожиданий и оценки. Также они необходимы для прогнозирования, разработки стратегии дальнейшего развития учреждений. Сегодня предлагаем вам обратить внимание на примеры четырех исследований, проведенных в последние годы в различных культурных институциях.

В статье «Аватар читателя городской библиотеки» (авторы Л. А. Гараева, Т. Б. Зайцева) описан современный метод по составлению детального реалистичного портрета читателя библиотеки – аватара читателя. Аватар создается как своеобразный инструмент, который можно использовать для формирования успешной коммуникации между библиотекой и посетителем. Данный метод был заимствован из маркетинговой сферы, с его помощью можно определить мотивацию, интересы и нужды пользователей, спланировать взаимодействие с пользователем в современных условиях. По итогам было выделено три возрастных сегмента, по ним составлено три аватара городского читателя. Полный текст статьи об исследовании можно прочесть в открытом доступе через Научную электронную библиотеку eLIBRARY.RU [1].

Последнее наиболее крупное библиотечное исследование в нашем регионе «Детское чтение в Республике Саха (Якутия)» проводилось Национальной библиотекой РС (Я) в 2019-2020 гг. Целью социологического опроса, который проходили дети и подростки школьного возраста, стало выявление тенденций и изменений в характеристиках детского чтения в Якутии.

Всего было опрошено 850 респондентов из 12 районов республики, а также города Якутска. Опрос позволил исследовать структуру современного детского чтения, его функции и содержание. По итогам был сделан вывод о формировании нового типа чтения, которое подвержено влиянию внешних социокультурных, социально-экономических и политических факторов развития региона. Сущность происходящих изменений заключается в переходе от экзистенциального чтения к учебному и обыденному, от книжного (бумажного) чтения к экранному. С предварительными итогами анкетирования можно ознакомиться на сайте сетевого республиканского проекта «Читаем все» [2].

Актуальной становится практика проведения исследований не по традиционному социально-демографическому признаку, а по сегментам. Сегментация используется в качестве инструмента, который позволяет сформировать релевантное предложение. Это в свою очередь помогает наиболее эффективным образом рассказать о нем конкретной группе. Также это помогает улучшать способность вовлекать все потенциальные группы посетителей и оптимизировать имеющиеся ограниченные маркетинговые ресурсы.

Рассмотрим сегментацию посетителей на примере опроса, проведенного в крупных российских музеях. Третьяковская галерея в 2017 г. провела интересное исследование, в результате которого было опрошено 1400 респондентов на 4 музейных площадках (Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Третьяковская галерея на Крымском валу, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Еврейский музей и центр толерантности).

В результате всех посетителей распределили по десяти группам, для каждого из них были составлены социально-демографический и поведенческий профили:

  • Познающие (16 %);
  • Хранители традиций (12 %);
  • Семейные (10 %);
  • Модники (10 %);
  • Социализаторы (8 %);
  • Беглецы от реальности (8 %);
  • VIP (4 %);
  • Профессиональное сообщество (4 %);
  • Туристы (28 %);
  • Школьные группы.
К примеру, «хранители традиций» очень привязаны к корням и семейным традициям, которые они стремятся передавать своим детям. Представители этого сегмента ценят преемственность поколений, ориентированы на сохранение культурного наследия; для «беглецов от реальности» музей – это место, где можно отключиться от рутинной обыденности и уйти в другой мир, такие люди обычно приходят в одиночку, чтобы насладиться атмосферой и тишиной. Подробнее об итогах смотрите в отчете по результатам исследования «Сегментация посетителей художественных музеев» [3].

 рис. 1.jpg

Общая выборка Всероссийского исследования театральной аудитории «Портрет зрителя драматических театров», проведенного Лабораторией будущего театра ГИТИС (опубликовано в 2019 г.) составила 7735 человек из числа жителей более 140 российских населенных пунктов. Развернутый отчет представляет описание современного театрального зрителя драматических театров по социально-демографическим и социокультурным параметрам, восприятие цен, ожидания, оценку спектаклей, характеристику активных зрителей.

В результате опроса было получено семь сегментов театральной аудитории:

  1. Охотники за трендом (14 %);
  2. Охотники за впечатлениями (6 %);
  3. Профессиональные зрители (23 %);
  4. Случайные зрители (27 %);
  5. Сопровождающие (8 %);
  6. Поклонники таланта (5 %);
  7. Интеллигенты (17 %).
В целом было отмечено, что взгляды современных зрителей на будущее российского театра довольно разнообразны и противоречивы, здесь можно выделить противоположные позиции. Тем не менее, общее представление респондентов о будущем театра в большей степени оптимистичное и отражает надежды на улучшение их материального благополучия, повышение доступности, профессиональный рост работников театра, развитие различных подходов, идей и т. д. Полная информация размещена в отчете «Портрет зрителя драматических театров» [4].

Источники:

  1. Аватар читателя городской библиотеки
  2. Детское чтение в Республике Саха (Якутия) 
  3. Сегментация посетителей художественных музеев 
  4. Портрет зрителя драматических театров

Попова С. В., РИЦ