Регулярное проведение социологических и маркетинговых исследований в учреждениях культуры практикуется в целях составления характеристики их состояния, отслеживания происходящих изменений в текущих процессах, определения потребностей социума, его ожиданий и оценки. Также они необходимы для прогнозирования, разработки стратегии дальнейшего развития учреждений. Сегодня предлагаем вам обратить внимание на примеры четырех исследований, проведенных в последние годы в различных культурных институциях.
В статье «Аватар читателя городской библиотеки» (авторы Л.А. Гараева, Т.Б. Зайцева) описан современный метод по составлению детального реалистичного портрета читателя библиотеки — аватара читателя. Аватар создается как своеобразный инструмент, который можно использовать для формирования успешной коммуникации между библиотекой и посетителем. Данный метод был заимствован из маркетинговой сферы, с его помощью можно определить мотивацию, интересы и нужды пользователей, спланировать взаимодействие с пользователем в современных условиях. По итогам было выделено три возрастных сегмента, по ним составлено три аватара городского читателя. Полный текст статьи об исследовании можно прочесть в открытом доступе через Научную электронную библиотеку eLIBRARY.RU [1].
Последнее наиболее крупное библиотечное исследование в нашем регионе «Детское чтение в Республике Саха (Якутия)» проводилось Национальной библиотекой РС(Я) в 2019–2020 гг. Целью социологического опроса, который проходили дети и подростки школьного возраста, стало выявление тенденций и изменений в характеристиках детского чтения в Якутии.
Всего было опрошено 850 респондентов из 12 районов республики, а также города Якутска. Опрос позволил исследовать структуру современного детского чтения, его функции и содержание. По итогам был сделан вывод о формировании нового типа чтения, которое подвержено влиянию внешних социокультурных, социально-экономических и политических факторов развития региона. Сущность происходящих изменений заключается в переходе от экзистенциального чтения к учебному и обыденному, от книжного (бумажного) чтения к экранному. С предварительными итогами анкетирования можно ознакомиться на сайте сетевого республиканского проекта «Читаем все» [2].
Актуальной становится практика проведения исследований не по традиционному социально-демографическому признаку, а по сегментам. Сегментация используется в качестве инструмента, который позволяет сформировать релевантное предложение. Это в свою очередь помогает наиболее эффективным образом рассказать о нем конкретной группе. Также это помогает улучшать способность вовлекать все потенциальные группы посетителей и оптимизировать имеющиеся ограниченные маркетинговые ресурсы.
Рассмотрим сегментацию посетителей на примере опроса, проведенного в крупных российских музеях. Третьяковская галерея в 2017 г. провела интересное исследование, в результате которого было опрошено 1400 респондентов на 4 музейных площадках (Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Третьяковская галерея на Крымском валу, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Еврейский музей и центр толерантности).
В результате всех посетителей распределили по десяти группам, для каждого из них были составлены социально-демографический и поведенческий профили:
Общая выборка Всероссийского исследования театральной аудитории «Портрет зрителя драматических театров», проведенного Лабораторией будущего театра ГИТИС (опубликовано в 2019 г.) составила 7735 человек из числа жителей более 140 российских населенных пунктов. Развернутый отчет представляет описание современного театрального зрителя драматических театров по социально-демографическим и социокультурным параметрам, восприятие цен, ожидания, оценку спектаклей, характеристику активных зрителей.
В результате опроса было получено семь сегментов театральной аудитории:
Источники:
С.В. Попова