Избы-читальни — опорные пункты культурно-просветительной работы на селе
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия

Избы-читальни — опорные пункты культурно-просветительной работы на селе

21.07.2021

В России избы-читальни появились еще в XIX веке, а большое распространение они получили в 1920-х гг. Само название — «изба-читальня» — отражало назначение таких учреждений. Читка книг, газет, особенно громкая читка и обучение грамоте, представляли основную задачу изб-читален. XIII съезд Российской коммунистической партии (большевиков), проходивший с 23 по 31 мая 1924 г., признал избы-читальни опорными пунктами всей культ- и просвет работы, самыми распространенными центрами культуры на селе1. Их появление и развитие было объективной необходимостью, велением времени. Они были единственными информационными и справочными центрами малограмотных жителей сел.

В Якутии подлинно культурно-просветительная работа в широчайших масштабах началась с первых месяцев установления советской власти. От царской России новая власть получила в наследство 0,7 % грамотных из якутов, и десяток с небольшим человек, получивших высшее образование.

Советская власть, проявляя исключительную заботу о просвещении народных масс, поставила перед работниками народного образования в качестве первоочередной задачи организацию библиотечного дела.

Начало становления системы государственного управления библиотечным делом относится к 1920 г. Предстояло учесть книжный фонд, изучить работу имеющихся библиотек, создавать новые библиотеки, особенно в селе, и наладить их снабжение литературой. 3 ноября 1920 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «О централизации библиотечного дела в РСФСР», подписанный В.И. Лениным. В соответствии с этим Декретом была проделана значительная работа по выявлению и учету имевшихся библиотек и организации их работы.

В середине 1920 г. при якутском ГубОНО создался подотдел внешкольного образования, который проводил учет библиотек Якутии. Их оказалось только 16. В г. Якутске: Центральная городская библиотека, Библиотека-читальня РКП(б), культурно-просветительского общества «Саха аймах», читальня якутской организации РКСМ, научная библиотека якутского отделения РГО (Русского географического общества) и библиотека местного народного театра2. Общее руководство библиотечным делом в Якутской губернии было возложено на библиотечную секцию внешкольного подотдела ГубОНО. В первое время заведующим Политпросветом назначен Алексей Федотович Бояров. А затем заведующей работала активная участница установления Советской власти в Якутии Синеглазова Вера Семеновна. Впервые в Якутии создавались новые типы культурно-просветительных учреждений: в городах и улусных центрах — библиотеки, в наслегах — избы-читальни, а в северных улусах (где кочующее население) — красные чумы.

При Просвете работали 4 инструктора на всю Якутию. И в широчайших масштабах началась культурно-просветительная работа — повсеместно стали возникать народные дома, избы-читальни, красные уголки.

Точную дату, в каком году избы-читальни возникли в Якутской губернии, не удалось установить. В Национальном архиве РС(Я) не сохранились документы о культурно-просветительной работе с 1917 по 1919 гг. Есть предположение, что они возникли в 1920 г.

В 1921 г. прошли уездные и городские партийные конференции и губернские партийные совещания3. По всей Якутии среди населения прошли культурно-воспитательная и политико-просветительная работа. Более или менее систематично стали действовать избы-читальни, клубы, школы ликвидации безграмотности — ликбезы. Трудности культурной и агитационной работы усугублялись почти поголовной неграмотностью населения. Все эти организационные мероприятия в 1920–1921 гг. сыграли большую роль в активном привлечении трудовых масс и молодежи на сторону Советской власти, и вовлечении их в дело строительства новой культуры.

Дата открытия в Якутской волости избы-читальни неизвестна. Первые документальные упоминания о них датируются 1921 годом, что позволяет считать этот год датой основания изб-читален в Якутской волости. В Национальном архиве РС(Я) хранится «Требовательная ведомость на получение жалования служащим Кангаласским, ЯкутГубОно № 597 изб-читален по Якутскому уезду за июнь, июль, август месяцы 1921 г.» (орфография и пунктуация сохранены).

NN

По п/н

Фамилия. Имя. Отчество

Занимаемая должность

Место службы

Разряд

Сумма

Расписка о получении

рубл

коп

1.

Мерушниченко

(? Егоров, Николаев)

Зав. изб. чит

с. Петро-павловск

22

27.900

-

Разошлено почтой ревкома

2.

Попова

Зав. изб. чит

с. Ново-Никол

22

27.900

-

 

3.

Кирилова

Зав. изб. чит

с. Марха

22

27.900

-

 

4.

Тирская

сторож

с. Марха

5

13.860

-

 

5.

Данилов Н.Р.

Зав. изб. чит

с. Техтюрск

22

27.900

-

 

6.

Шепелева

сторож

с. Техтюрск

5

13.860

-

 

7.

Чагин Вл. Павлов.

Зав. изб. чит

с. Павловск

22

27.900

-

 

8.

Петров Ив. Яков.

сторож

с. Павловск

5

13.860

-

 

9.

Соколов Ал. Мих.

Зав. изб. чит

с. Еланское

22

27.900

-

 

10.

Истопчино Дар. Аф.

Зав. изб. чит

с. Кильдемцы

22

27.900

-

 

11.

Кочкин С.М.

Зав. изб. чит

с. Олба

22

11.950

-

 

Зав. политпросветом                         подпись

Зав. клуб»4.

 

Таким образом, в Мархинской волости организованы Ново-Николаевская изба-читальня, 1-я Мархинская изба-читальня, 2-я Мархинская изба-читальня, Павловская изба-читальня, Кильдямская изба-читальня5. Село Павловск в 1891 г. вошла в состав Якутской волости. В 1951 г. Павловское вновь возвратили Нерюктяйскому наслегу Мегино-Кангаласского района6.

В Западно-Кангаласской волости в 1921 г. открылась Багародская (Хатас) изба-читальня7.

По ходатайству заведующего политпросветом Покровской волости Наумова Николая Алексеевича из Покровска в Покровский ВИК от 8 февраля 1922 г. (№ 13) открылись 4 избы-читальни: а) в селении Бестяхском; б) в селении Улахан-Анском; в) в Техтюрском; г) в Табагинском8. В те годы с. Табага входила в состав Покровской волости.

К началу 1922 г. в Якутии работало 97 изб-читален. На селе они создавались по решению наслежного, сельского схода. Политпросветотделы, партийные организации снабжали их литературой, освещением и топливом. Волостные избы-читальни получили по 120 книг библиотечки, наслежные – по 100 книг и более. Руководили избами-читальнями общественные советы, избираемые из представителей партийных и комсомольских ячеек, исполкомов Советов, кооператоров и работников просвещения. Члены совета по вечерам дежурили, руководя мероприятиями и ведя книги записей посетителей. Средства для содержания изб-читален составлялись из добровольных пожертвований, шефских, кооперативных, советских, хозяйственных организаций, сборов с концертов и спектаклей9.

1922 год отмечен еще двумя важными документами: «Сведения об избах-читальнях, список волостей по улусам Якутского уезда и их расстояния до г. Якутска за 1922 г.»; «Анкета обследования деятельности изб-читален». Избачи должны были заполнять следующие вопросы:

1. Уезд, волость, село, наслег

2. Название избы-читальни

3. Где находится, при школе или самостоятельно

4. Когда основана

5. Зарегистрирована ли в ЯкутГубполитпросвете

6. Количество обслуживаемого населения

7. Кто заведует

8. С какого времени по совместительству или самостоятельно

9. Оклад жалования

10. Кем оплачивается

11. Ведутся ли чтения лекций, беседы

12. На какую тему

13. Сколько раз в месяц происходит громкая читка при избе-читальне

14. Есть ли школа для взрослых по ликвидации неграмотности

15. Ведутся ли какие кружковые занятия

16. Устраиваются ли при избе-читальне увеселительные вечера, как-то: спектакли, хоровое вступления, декламации10.

Второй документ «Форма отчетности изб-читален»:

1. Уезд, волость

2. Название избы-читальни

3. Когда основана

4. Место нахождения

5. Кто заведует

6. По совместительству

7. Оклад жалования

8. Количество обслуживающего населения

9. Количество томов литературы

10. Каким путем доставлено

11. Количество лекторов (переименовать)

12. Форма ведения занятий (программа, план)

13. Число проведенных бесед, митингов, концертов спектаклей

14. Посещаемость избы-читальни населением

15. Интерес населения

16. Заключение заведующего

17. Почтовый адрес.

Примечание: желательно отчетность давалась подробно. Последующие ежемесячные отчеты произв[одить] с 9 пункта. Об изменениях по первым пунктам необходимо … [не разборчиво]11. Этот документ показывает о постепенном переходе к плановой работе и отчетности изб-читален.

Архивные документы свидетельствуют, что сеть культурной и политпросвет учреждений в Якутии за 1922–1923 гг. осталась такой же запутанной, как и в 1920–1923 гг. и не только в статистике, но и по части организации и руководства их деятельностью. Такая запутанность в сети культ- и политпросвет учреждений объясняется годами долгой разрухи и затянувшейся гражданской войной, которая сильно ударили по их и без того бедной и только зарождавшейся материальной базе12.

В г. Якутске создалось тяжелое продовольственное и топливное положение. Еще в середине 1920 г. в городе было установлено нормирование выдачи на душу продовольствия: муки, масла, мяса, рыбы и других товаров. Город в отопительном сезоне 1921–1922 гг. из-за нехватки дров оказался в критической ситуации. Зимой в период жестоких холодов и осады города белыми топливный кризис достиг своего агопея13. Многие избы-читальни из-за холода временно закрылись.

В сентябре 1922 г. проходила I Якутская городская конференция работников КПУ. Конференция отмечала, что число библиотек дошло до 22, в т. ч. в г. Якутске — 4, в Якутском округе — 8.

С 22 июля 1922 г. Донской С.Н.-II назначен наркомом просвещения ЯАССР. Из докладной записки наркома просвещения С.Н. Донского II-го Якутскому обкому РКП(б) о работе Наркомпроса ЯАССР за период с 1 июня по 15 октября 1922 г.: «К 5 октября 1922 г. закончена работа по выработке твердых штатов НКП. После произведенных в начале октября сокращений за НКП утверждены следующие штаты:

 

 

Количество школ и учреждений

Количество служащих

1

Библиотеки

4

13

1

Избы-читальни

30

30

2

Клубы…

 

 

Всего

321

825

Возобновление работ и организация просветительных учреждений исключительно зависит от хозяйственного базиса, который будет подведен под народное просвещение.

Хозяйственное положение просветительных учреждений в высшей мере тяжелое.

Пункт 6. В г. Якутске остро стоит вопрос дровяной»14.

Гражданская война в Якутии (1918–1923) насыщена трагическими событиями борьбы за власть между противоборствующими сторонами, которые не щадили своих врагов и их сторонников. Она принесла много бед и нанесла большой ущерб мирному населению и народному хозяйству. По окончании повстанчества начался новый этап гражданской войны в Якутии — поход Сибирской добровольческой дружины А.Н. Пепеляева. Гражданская война историками рассматривается как величайшая национальная трагедия, надолго определившая судьбу России. В захваченных белобандитами районах республики были уничтожены все библиотеки, избы-читальни, народные дома, школы и пансионаты, их здания превращены в казармы. В Чурапче сожгли лучшие в Якутском округе здания школы, больницы и библиотеки. Первому Всеякутскому съезду Советов, который проходил с 27 декабря 1922 г. по 19 января 1923 г., докладывалось, что количество изб-читален за время гражданской войны сократилось на 95 %, библиотек на 50 %, нардомов на 31 %. Если в 1921 г. дейстовало 241 политпросветучреждение, то к 1922–1923 гг. их осталось всего 2715.

У пролетариата первые годы Советской власти не было никакого опыта хозяйственного руководства, страна испытывала острый недостаток специалистов во всех областях хозяйства. Неимоверные трудности преодолевались, какие титанические усилия прилагались для создания хотя бы минимальных условий, чтобы вести народ к свету, культуре.

Помимо низкой оплаты труда причинами текучести кадров можно назвать еще и следующие неудовлетворительные условия труда: плохо отапливаемые тесные помещения в большинстве изб-читален и библиотек, большие нагрузки, приводящие к ухудшению здоровья избачей и библиотекарей. Хозяйственное положение просветительных учреждений в высшей мере тяжелое. В Якутском округе остро стоял вопрос дровяной. «Единственная надежда на то, что будет собрано от населения города, кроме того, что кое-что отпустит и НКиП»16.

В Якутии библиотечное обслуживание, особенно в 1922–1925 гг., имело ряд трудностей. Не было в республике ни одного работника со специальным библиотечным образованием. В Якутском районе остро стоял вопрос по кадрам культпросвет работы. В библиотеки и избы-читальни направлялись люди с семиклассным образованием, а зачастую и малограмотные, которые не могли по-настоящему наладить библиотечную работу. Не было ни каталогов, ни картотек. Кое-где составлялись инвентарные книги. Библиотеки превращались в абонемент. Книги раздавали, но не всегда собирали. Терялись ценные издания из фондов библиотек Якутии.

Слаба была и материальная база. Отсутствие в фондах библиотек технической, научно-популярной литературы затрудняло обслуживание читателей. Было незначительное количество книг по математике, но почти не было книг по естественным наукам, что осложняло работу по изучению производительных сил Якутии17. При Губполитпросвете был создан библиотечный совет, который занимался распространением литературы и централизацией всей работы.

Избы-читальни зарекомендовали себя как удобные в условиях Якутии учреждения культуры. Они с первых дней развернули разнообразную политическую и культпросвет работу: клубную, библиотечную, санитарно-оздоровительную. Для женщин создавали уголки, кружки домоводства, кройки и шитья, агротехники, поддерживали охрану труда, повышение культуры и по оздоровлению быта; массовую работу среди населения вели путем проведения бесед, докладов, громких читок на политические темы, различных массовых кампаний, спектаклей, концертов, вечеров обучения неграмотных18. В 1930 г. Надежда Константиновна Крупская писала следующее: «Недавно у нас обсуждался вопрос об избах-читальнях, обсуждали этот вопрос в ЦК. Необходимо, чтобы на известное число, скажем, на 25 дворов (разно по разным местностям) выбирался уполномоченный, выбирался человек грамотный, заинтересованный этим делом, человек свой. Этот культ уполномоченный должен смотреть за тем, чтобы безграмотные учились в ликбезах, чтобы мужчины и женщины ходили в избы-читальни, пользовались библиотекой, подписывались на газеты, устраивали коллективные читки газет и обсуждение газет, чтобы самые нужные книжки читали вместе»19.

В 1939 г. в Якутском районе функционировало 8 изб-читален. Их финансировали сельские советы: по смете на зарплату и приобретению книг и журналов было предусмотрено 14 400 р.

В результате роста общеобразовательного и культурного уровня населения в Якутии произошла замена изб-читален учреждениями более высокого типа — сельскими клубами, домами культуры и библиотеками. Процесс преобразования изб-читален в учреждения нового типа является характерным для всей страны. 

Источники

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Ч. 2. 8-ое изд. Т. 3. – Москва, 1984. - С. 252.

Пахомов, А. К. Культурно-просветительская работа в Якутии в дореволюционный и советский (до 1927 г.) периоды. – Якутск, 1994. – С. 67.

НА РС (Я). Ф. 226. Оп. 2. Д. 8029. Л. 45-48.

НА РС (Я). Ф. 56р. Оп. 1. Д. 346. Л. 5.

НА РС (Я). Ф. 56р. Оп. 1. Д. 346. Л. 2, 2 об.

Мегино-Кангаласский улус : история, культура, фольклор. – Якутск, 2001. – С. 268.

НА РС (Я). Ф. 56р. Оп. 1. Д. 346. Л. 2.

НА РС (Я). Ф. 56-р. Оп.1. Д. 346. Л. 15.

Пахомов, А. К. Культурно-просветительская работа в Якутии в дореволюционный и советский (до 1927 г.) периоды. – Якутск, 1994. – С. 62.

10 НА РС (Я). Ф. 56-р. Оп.1. Д. 346. Л. 1, 1 об.

11 НА РС (Я). Ф. 56-р. Оп.1. Д. 346. Л. 4.

12 Пахомов, А.К. Культурно-просветительская работа в Якутии в дореволюционный и советский (до 1927 г.) периоды. – Якутск, 1994. – С. 48.

13 Петров, П. П. Город Якутск : представительные органы управления (1822–2012 гг.). – Якутск, 2012. – С. 48.

14 НА РС (Я). Ф. 2. Оп. 1. Д. 1108. Л. 5-9.

15 НА РС (Я). Ф. 57. Оп.1. Д. 294. Л. 34.

16 НА РС (Я). Ф. 2. Оп. 1. Д. 1108. Л. 9.

17 Тюнгюрядов Захар Тимофеевич (1915-1975). – Якутск, 2006. – С. 27.

18 Пахомов, А. К. Культурно-просветительская работа в Якутии в дореволюционный и советский (до 1927 г.) периоды. – Якутск, 1994. – С. 63.

19 Крупская, Н. К. Культурная работа в колхозах (речь на 1 Всероссийском съезде колхозниц, 22 декабря 1929 г.). – Москва, 1930. – С. 11. 

Подготовила ведущий библиотекарь РИЦ Ирина Уваровская