Статья | Для нас всегда открыта в школе дверь
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
01.09.2022

Статья | Для нас всегда открыта в школе дверь

Просмотры: 1571

Каждый год 1 сентября в России отмечается День знаний. Для любого из нас - это не просто дата в календаре. У людей взрослых и состоявшихся она вызывает шквал трогательных воспоминаний о самых первых учителях-наставниках, которые за десять быстротечных лет научили тому, что приносит плоды всю последующую жизнь; бурю эмоций, связанных с первой влюблённостью, лёгкую иронию по поводу былой наивности, самонадеянности и ошибках, "растаявших", как прошлогодний снег. А ещё этому знаменательному дню мы обязаны благодарностью за школьную дружбу, которую многие из нас пронесут через десятилетия.

Для нынешних девочек и мальчиков 1 сентября - это первые шаги в неизведанное будущее, надежды на осуществление своих грандиозных планов. 

Нажмите для увеличения

Летят года, меняется мир вокруг нас, но неизменной остаётся традиция празднования этого дня: хлопоты, волнения учеников и преподавателей, нарядные накрахмаленные рубашки, сарафаны, огромные белые банты, "море" букетов, яркие воздушные шары, торжественные линейки, традиционный тематический классный час. И ещё много разных мелочей и такой до боли знакомой суеты, которая может быть присуща только в юном возрасте. А как радуются "первоклашки", которые только-только переступают порог своего второго дома - школы! Не так давно мне самой довелось видеть, как блестят их глаза.

И сразу вспоминаются любимые всеми песни: "Учительница первая моя", "Учат в школе", "Окончен школьный роман", написанные в прошлом, но такие актуальные сегодня, замечательный музыкальный фильм "Розыгрыш" с юными и обаятельными Дмитрием Харатьяном и Натальей Вавиловой, будущими "звёздами" голубого экрана, и убедительной в своей игре Евгенией Ханаевой. Кстати, на днях нас, зрителей, вновь порадовали его показом на телевидении. Как в связи с праздником не вспомнить любимый всеми поколениями фильм "Доживём до понедельника" с Вячеславом Тихоновым, красоту лица которого невозможно скрыть за толстой оправой очков, в образе авторитетного и справедливого учителя истории, и с трепетной, трогательной, молодой красавицей Ириной Печерниковой.

Повезло тем, у кого были и есть такие учителя, похожие на персонажей кинолент. Они навсегда сохранятся в человеческой памяти в качестве примеров порядочности, доброты, профессионализма, харизмы, психологического "магнетизма". 

А, чтобы оставить свой яркий след в жизни учеников, необходимо, кроме компетентности, каждому будущему педагогу запомнить цитату из философской сказки Антуана де Сент - Экзюпери: "Ты всегда в ответе за тех, кого приручил" и слова героя фильма "Доживём до понедельника" Генки Шестопала: "Счастье - это когда тебя понимают".

Так какими же личностными качествами должен обладать учитель, чтобы уметь выстраивать отношения с детьми и родителями, чтобы в своей профессиональной сфере иметь "вес" и значимость, которые станут залогом качественной, эффективной  педагогической  деятельности? Мижериков В.А. и Ермоленко М.Н. в своей книге "Введение в педагогическую профессию" выделяют три группы качеств личности учителя, которые влияют на результат его  профессионально-педагогической деятельности.

Доминантными, по их мнению, являются качества, без которых не получится плодотворное и эффективное  осуществление деятельности педагога.

Доминантные:
1. Целеустремлённость - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
2. Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых  ситуациях.
3. Желание работать со школьниками - получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.
4. Способность не теряться в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные решения и действовать в соответствии с ними.
5. Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса.
6. Честность - искренность в общении, добросовестность в деятельности.
7. Справедливость - способность действовать беспристрастно.
8. Современность - осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками ( проявляется в стремлении найти общность интересов).
9. Гуманность - стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
10. Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета  преподавания. 
11. Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
12. Толерантность - терпеливость в работе с детьми.
13. Педагогический оптимизм - вера в ученика и его способности. 
И другое.

Периферийные качества не оказывают большого влияния на эффективность деятельности, но влияют на её успешность.

Периферийные:
1. Доброжелательность.
2. Приветливость.
3. Чувство юмора.
4. Артистичность.
5. Мудрость (наличие жизненного опыта).
6. Внешняя привлекательность.

Негативные, по мнению кандидатов педагогических наук, - это те качества, которые доказывают профессиональную непригодность учителя. 

К ним относятся:
1. Пристрастность - выделение из коллектива   учащихся "любимчиков" и "постылых", публичное выражение симпатий и антипатий.
2. Неуравновешенность - неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения.
3. Мстительность - свойство личности, которое проявляется в  стремлении сводить личные счёты с учениками.
4. Высокомерие - нецелесообразное подчёркивание своего превосходства над учениками.
5. Рассеянность - несобранность и забывчивость.

Не сомневаюсь ни на минуту в том,  что не только успешные, умные, стремящиеся к самосовершенствованию учителя важны для школьников всех возрастов, но и поддержка родителей, их желание мотивировать и направлять своих детей, чутко улавливать все проблемы, "не перегибать палку", взаимодействовать с педагогами. Только в таком случае можно надеяться на успешный тандем, благодаря которому выпускник, выходя из школы в большую жизнь, сможет стать полноценным и достойным гражданином общества, грамотным человеком, который передаст личный богатый опыт, внутренний стержень и душевную теплоту уже своим детям: новым маленьким хозяевам земли.

Фильм "Розыгрыш" заканчивается песней "Школьный вальс". А в ней есть волнующие душу слова! Они обращены ко всем нам: 

"Пускай потом ничто не повторится. 
Для нас всегда открыта в школе дверь".


Литература по теме из фонда библиотеки:

1. Астапов П. В. Будни учителя. - Москва, 2020. - 320 с.
2. Безруких М. М, Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - Москва, 1991. - 176 с.
3. Искандер Ф. А. Детство Чика. - Москва, 2021. - 640 с.
4. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети. - Москва, 2000. - 304 с.
5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. - Москва, 1999. - 288 с.
6. Седова Н. Е. Основы практической педагогики. - Москва, 2008. - 192 с.
7. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства. - Москва, 2019. - 208 с.
8. Стефановская Т. А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности. - Москва, 2008. - 192 с.

Баннер: изображение от Freepik
В статье: изображение от gpointstudio на Freepik


Статью подготовила: Елена Юрьевна Грайфер,
ведущий библиотекарь Краеведческой библиотеки-филиала №1 им. В. Г. Белинского



Смотрите также