Цифровая среда для многих из нас давно стала средой обитания: там и друзья, и работа, и покупки, и развлечения. Естественно, дети хотят быть как родители. Подражание и игра – это их способ освоения мира. Вот и тянут руки к гаджетам. В нашей статье мы рассмотрим все плюсы и минусы гаджетов для ребенка, и найдем разумный баланс в их использовании.
Детско-родительские отношения
Многие родители всерьез озабочены тем, что их дети проводят слишком много времени в Сети, но они до конца не понимают, почему это вредно и что с этим делать. Согласно недавно проведенному исследованию, почти половина британских родителей опасается, что у их сыновей и дочерей может возникнуть зависимость от девайсов, и целых 47% обеспокоены тем, что их дети тратят слишком много времени, уткнувшись в святящейся экран. При этом не существует ни одной государственной рекомендации о том, как долго дети могут пользоваться цифровыми устройствами. Неудивительно, что папы и мамы теряются, действуют нелогично и очень боятся последствий.
Цифровая песочница
Наши дети – первое «цифровое» поколение. Они познают мир, находясь под сильнейшим воздействием сетевых технологий. Это сильно отличается, как росли мы. Сейчас дети окружены мобильными устройствами с самого рождения.
Представим, что отпускаем детей играть в песочницу. Помимо собственно песка, там может оказаться много лишнего и неприятного: битое стекло, окурки, пробки от бутылок, насекомые. И это лучше знать заранее. Советы специалистов: когда организуешь цифровую среду для маленького ребенка, проверяйте ее так же, как проверили бы песочницу во дворе. Уберите мусор (исключи угрозу и опасность), дайте ребенку с собой хорошие игрушки (инструменты в планшете) и пусть развлекается.
Внутри «песочницы», которая прошла тест, дети могут играть сколько угодно».
Наполнение песочницы
Что может быть в планшете помимо игр и мультфильмов? Аудио – и электронные книги для детей, которые они начинают читать сами, малышовые комиксы, вероятно, фотоаппарат и видеокамера, всевозможные рисовалки, развивающие и обучающие программы. Обычно родители беспокоятся, что дети проводят с гаджетами слишком много времени. При подходе к девайсу как к песочнице уже не так важно, сколько ребенок там просидит, гораздо интереснее, чем он занимается.
Сколько можно
Конечно, время тоже имеет значение. В конце концов, существуют режимы дня, и мы уводим детей с прогулки домой, в идеале предупреждая: «Нам пора, достраивай башенку и идем». То же самое с гаджетом: «Проходи уровень / досматривай мультфильм и клади планшет, будем обедать». Да, ответный бунт возможен, но дети точно так же недовольны, когда их просят закончить любую игу.
Впрочем, можно все-таки договорится, что планшет – это не навсегда, а на определённое, разрешенное время, и установить таймер прямо в гаджете. Так не придется бесконечно бегать, напоминать и вызывать к совести. Прозвенел звонок – все, заканчиваем и отключаемся. Пусть ребенок сам, а не принуждению, откладывает девайс. Но дать ребенку пару минут, что бы закончить дело, которым он так сильно занят.
Профилактика зависимости от гаджетов для детей
1. Важно с самого раннего возраста приучить ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимыми с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
2. Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма. Ребенка, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.
3. Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.
4. Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
5. Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.
6. Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточно игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря.
7. Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.
Таким образом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ. Пусть на планшете ваш ребёнок займется изучением математики, русского языка или окружающего мира не выходя из дома. Это удобно и открывает огромные возможности. Так он получит больше пользы, чем от сомнительной агрессивной игры.
Рекомендуем прочитать:
Школа онлайн : как ребенку учиться дома с удовольствием : [16+] / Лейла Сазонтова. - Москва : Эксмо : Бомбора, 2020. - 187 с.
Гаджетомания : как не потерять ребенка в виртуальном мире / Элизабет Килби ; [пер. с англ. Д. Седовой]. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 252, [1] с.
Книги находятся в абонементе библиотеки.
Источники текста:
1. Гаджетомания : как не потерять ребенка в виртуальном мире / Элизабет Килби ; [пер. с англ. Д. Седовой]. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 252, [1] с.
2. Хорошо сидим: ребенок и гаджеты //Cosmopolitan «МАМА». – 2020. - №9. – С. 50-51.
3. Умназия