Уроки Михаила Николаевича Яковлева
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Уроки Михаила Николаевича Яковлева
Статья
14.06.2023

Уроки Михаила Николаевича Яковлева[16+]

Просмотры: 691

Год УЧИТЕЛЯ и НАСТАВНИКА в нашей стране в 2023 году – это не год профессии учителя, ибо много публикаций, встреч, мероприятий с учителями проводится и будут проводится еще, а гораздо шире трактуется и подразумевается. Учитель, наставник, советчик, гуру – это те, кто был рядом, помогал советами, к словам которого прислушиваются, к которому всегда можно обратиться в любое время, чья жизнь и поступки, нравственные принципы становятся предметом не столько для подражания, сколько вектором собственной жизни. Счастлив тот человек, который может по происшествии своей жизни сказать: мне повезло, что на дороге моей жизни мне встретились хорошие учителя (наставники, гуру), это благодаря им я стал тем, кем сейчас являюсь.

Когда в 1985 году у нас в коллективе появился новый руководитель – Михаил Николаевич Яковлев, работавший до того заведующим научно-методическим отделом Республиканской библиотеки им. А.С. Пушкина, никто не подозревал тогда, что пройдут годы, и мы будем вспоминать его через призму тех уроков, которые он преподал нам как ЧЕЛОВЕК, как ПРОФЕССИОНАЛ, как РУКОВОДИТЕЛЬ. Служебная близость к нему – была его заместителем по инновационно-методической работе – позволила мне видеть его в несколько другом ракурсе через призму более близкого общения, совместных поездок по филиалам, разговоров, иногда и не на профессиональные темы, каких-то личных моментов его жизни. Понадобилось время (а прошло уже более двадцати лет после его скоропостижной смерти), чтобы воспоминания о нем оформились в те УРОКИ, которые он нам преподал как духовное, нравственное и профессиональное завещание.

УРОК первый. Был скромен, что называется, не по чину. Иногда отдельный кабинет с табличкой, секретарь, транспорт и «кресло» меняют человека разительно (сейчас это особенно принято как стиль поведения с подчиненными). У него не было часов приема, зайти можно было всегда с любыми вопросами, проблемами и предложениями, он сразу устремлял внимательный взгляд на вошедшего. При всей своей эмоциональности, он (за редким исключением) не повышал голос. Проход директора по библиотеке или приезд в филиал не служил сигналом: «Атас! – ДИРЕКТОР!» Он даже придумал такой деликатный прием – чтобы не застать работников врасплох, приближаясь к отделу, позвякивать ключами. Мы даже посмеивались над этим, но оценили его деликатность.

УРОК второй. Он умел радовать и радоваться сам. Он радовался, что смог самостоятельно расширить тесное помещение «Белинки», превратив 2 крыльца в дополнительные помещения, где разместили гардероб и книгохранилище абонемента. Работал сам с помощниками из числа переплетчиков. Сделал окно выдачи в читальном зале, чтобы библиотекари за каждой книгой не выходили из зала и не шли коридором в хранилище. Он еще много чего таким доморощенным способом построил, расширил. Только перечислю: увеличил тесные помещения библиографов и методистов (снеся стены), сделал выгородку для переплетчиков, на территории Заложного филиала построил гараж для нашей машины, а для молодых библиотекарей отремонтировал и утеплил общежитие на Белом озере. И радовался, что своими силами смог решить проблемы улучшения жизни и работы своих сослуживцев. А как радовался он, когда (из каких денег?) смог договориться и привезти с того берега Лены дефицитные в то время тюльпаны из частной теплицы в аккурат к 8-му Марта. Коллектив был растроган. Вспоминается и другой эпизод, когда уже был растроган он, не ожидая, что коллектив устроит ему инсценированное поздравление и подарок к его 55-летию (он считал, что работая всего 4 года недостоин каких-то торжеств). От неожиданного сюрприза, от душевного волнения он был готов раздать всем собравшимся уникальный шоколадный торт в форме книги огромного размера, который внесли на специальных носилках. Да, это не так часто встречающееся качество – уметь радовать и уметь радоваться за своих коллег.

УРОК третий. Придя к нам в качестве директора, он несколько месяцев еще работал вместе с Лидией Ивановной Хаенко, которая сдавала дела, вводила его в курс дела. Таким образом, Михаил Николаевич был неплохо осведомлен об истории библиотек ЦБС и особенно «Белинки», о потенциале работников, о ветеранах, работающих и тех, кто на заслуженном отдыхе. Вспоминается то, как он старался для ветеранов провести настоящий праздник в учрежденный 27 мая Общероссийский день библиотек. Вместе с профкомом устраивал чаепитие, дарили им подарки, рассказывал, как теперь живут библиотеки. А однажды он предпринял рейд: на служебной машине вместе с профкомом и советом ветеранов в этот день по маршруту домашних адресов объехали всех ветеранов. Как их ждали, готовились, как везде их угощали. Эти незабываемые встречи сохранились на фотографиях, они бесценны для нашей истории, должны быть сохранены в библиотечных архивах. Хочу отметить, что вот такое отношение к людям, бережное, уважительное, было характерно для нашего коллектива и было передано нам – их ученикам – и Калькарине Георгиевне, и мне, и профкому, да и вообще членам нашего коллектива из 150 человек. Так было.

УРОК четвертый. Он всегда вникал в проблемы личного характера. Старался действенно помочь. От него нельзя было услышать: это ваши личные проблемы, а у нас план, работа. Скольким он помог! И материально, и морально, и технически. Щепетильно относился к проблемам здоровья своих работников, берег нас, астматиков (нам ведь нельзя заниматься трудом с физическими нагрузками. А себя не берег (имея инвалидность по тяжелой форме астмы), всегда занимался погрузками-загрузками, что-то двигал, выносил, поднимал. Он берег коллектив, и мы это чувствовали.

УРОК пятый. Градус любви к родной «Белинке», а позже и ко всей ЦБС были заложены в нас предыдущим руководством, но Михаил Николаевич не пришел «со своим уставом», а полностью принял наши традиции и самобытность нашего коллектива и полюбил его. Это великое умение, ничего не ломая, но постепенно внедряя новое, сохранить самобытность коллектива. Поэтому, когда Михаил Николаевич умер, мы спросили его жену Светлану Степановну: где будет прощание, панихида? В Республиканской библиотеке или у нас? Она сказала, конечно в «Белинке», он же любил и считал родным коллектив.

УРОК шестой. Он не был упертым и не настаивал на своей точке зрения, только потому, что он – директор. Помню, как долго я доказывала ему, что нам нужен в структуре краеведческий отдел и начать углубленную работу по якутсковедению. Мы должны формировать информационную базу Якутска комплексно (этот опыт я подсмотрела в Петербурге в «Маяковке»). На это ушел год. Но он в конце концов согласился с моими доводами. Много могла бы привести примеров, когда от его утвердительного «ДА» мы могли внедрять что-то новое, не имеющего аналогов в республике. Он мне доверял, а я чувствовала его поддержку.

УРОК седьмой. Когда мы готовили по инициативе родных и друзей Михаила Николаевича) книгу воспоминаний о нем, то обратила внимание, что во многих воспоминаниях (Валентина Самсонова, Валентина Аммосова, Альбина Иванова, прошедшие у него в методическом отделе Республиканской библиотеки хорошую профессиональную школу, говорили о нем как об Учителе и Наставнике, щедро делившимся с ними, молодыми специалистами, азами нелегкого методического труда. Своим УЧИТЕЛЕМ могли бы назвать его и наши сотрудники, особенно те, кто непосредственно соприкасался с ним по работе: и Калькарина Георгиевна, и я, и методисты Лидия Абрамчук и Татьяна Тарасова, и Ольга Винокурова (филиал № 13), и Наталья Шевелева (филиал № 2), да и многие другие. Дорогой наш Михаил Николаевич, это уже стало аксиомой, что все хорошие слова говорятся после смерти… Как хорошо, что учредили Год УЧИТЕЛЯ и НАСТАВНИКА в нашей стране. И у нас есть повод сказать Вам словами Добролюбова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» в знак нашей памяти, благодарности, уважения. Наше поколение библиотечных работников счастливы, что Вы были с нами недолгих 15 лет, что мы жили с Вами интересной, насыщенной, творческой жизнью. Спасибо Вам, наш УЧИТЕЛЬ. Нам повезло!

Галина Платоновна Иванова,
ведущий библиотекарь

Статьи из цикла «Учитель, перед именем твоим…»

1.  «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени…»

2.  Божьей милостью библиотекарь – Алегра Милиевна Малеванчук

Смотрите также