Статья | «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени…»
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
01.02.2023

Статья | «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени…»

Просмотры: 1346

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным от 27.06.2022 года за № 401 определить 2023 год Годом педагога и наставника

Сначала начнём с толкования этих слов: «ПЕДАГОГ», «УЧИТЕЛЬ» и «НАСТАВНИК». Обратимся к большому современному толковому словарю русского языка (2012 г.):
1. Педагог (с греч.) – человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной работой; воспитатель, наставник;
2.  Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; преподаватель. Тот, кто обучает, учит чему-либо;
3. Тот, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо или чего-либо; воспитатель, наставник;
4.  Тот, кто является главой, автором какого-либо учения, высшим авторитетом в какой-либо области и имеет последователей;
5. В последнее время утвердилось в качестве духовного учителя и наставника понятие ГУРУ, заимствованное из индуизма и буддизма.

Напомню тем, кто забыл или вовсе не знал, что Год учителя уже объявлялся в России в 2010 году Указом Президента РФ Д.А. Медведевым. Прошло 12 лет, что произошло за это время? Образование, равно как и здравоохранение и культура, прочно укоренились в сфере оказания услуг. Всё чаще и чаще среднее и старшее поколение страны вспоминают советскую систему образования и воспитания, когда слова «Учитель», «Педагог», «Наставник» были наполнены высоким социальным, нравственным, духовным смыслом и огромным уважением со стороны общества. Думается, что именно этими соображениями руководствовался наш президент В.В. Путин, когда своим указом утвердил этот год, в течение которого должны произойти кардинальные реформы во всех трёх сферах, вернув всё лучшее, что было в советской системе образования, здравоохранения, культуры.

Есть опасения, конечно, что изменения могут принять формальный, а не глубинный характер, «для отчёта» наверх. Интегрируясь в мировое сообщество (чем мы слишком активно занимались в конце прошлого и нынешнего века), чтобы «быть как все», наводнив нашу духовную сферу жизни чуждой нам литературой, кино, идеалами и сомнительными традициями западного мира. Мы должны руководствоваться прежде всего интересами своей страны и нам не безразлично, какое поколение мы воспитаем. С этой точки зрения этот год является едва ли не самым важным, поворотным.

Наша страна богата именами, традициями, уровнем патриотизма, достойной историей, чтобы вернуться к своим истокам. И в этом контексте в качестве духовных ВОСПИТАТЕЛЕЙ и НАСТАВНИКОВ могут выступить книги и писатели. А стало быть, и библиотеки должны активно включиться в эту работу, усилить воспитательный аспект в проводимых мероприятиях, улучшить качественное комплектование библиотечных фондов. В советской и российской литературе найдётся немало имён писателей, на чьих произведениях учились поколения людей в нашей стране. Так получилось, что поэтическая строчка Евтушенко «Поэт в России больше чем поэт», действительно предопределила назначение писателя и книг, как духовных гуру. Среди них в первом ряду нужно назвать нашего современника Дмитрия Сергеевича Лихачёва. На прощальной панихиде кто-то сказал о нём: «Умерла совесть России». У него нет ни одной проходной книги, которые он адресовал и взрослым, и детям, и молодёжи. Подсчитано, что он написал 116 книг, это не считая многочисленных публикаций, ведь он был не только писателем, но и почётным академиком многих зарубежных академий, историком, публицистом, исследователем, мемуаристом, преподавателем, учёным, которого хорошо издавали в советское и постсоветское время. Достаточно вспомнить некоторые его книги, которые говорят о широком диапазоне его литературных и исследовательских интересов: «Письма о добром», «Заметки о русском», «Как мы выжили», «О жизни: воспоминания», «Земля родная», «Раздумья о России», «Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре», «Раздумья», «Человек в литературе Древней Руси», «Преодоление времени: Важные мысли и письма», «Соловецкие записи», «Смех в Древней Руси», «Поэзия садов», «Четвёртое измерение».

Если бы из великого наследия (116) книг хоть малая толика находилась бы в фондах общедоступных библиотек? (предполагаю, что от силы 3-5 книг). А сегодня фонды для детей и молодёжи наводнены комиксами, Сониками, Гарри Поттером и разной коммерческой литературой для лёгкого чтения. Есть о чём подумать, чем «сеять разумное, доброе, вечное». Книги Семёна Степановича Гейченко, нашего духовного наставника и радетеля за русскую культуру? Они ведь не только о Пушкине и уникальном Пушкиногорье, поднятому им из руин. Они о нашей Родине, о нашей культуре, о гении русской литературы! Среди советских писателей таким же ГУРУ – учителем – был Даниил Гранин, на скольких читателей его книги об учёных и науке оказали влияние!? А книги о прошедшей войне, о блокаде…. Сухие факты, перечень событий потрясают не меньше, чем художественно написанные книги. Вот в такой же манере – только факты – он выступал перед притихшими депутатами Бундестага, выступал стоя, опираясь на трость. К сожалению, уходят наши великие учителя, как ушёл и Чингиз Айтматов, предупреждающий о появлении бездушных, ничего не знающих и непомнящих манкуртов в романе «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), ушли и Виктор Астафьев, и Валентин Распутин, которые предугадали приход людей – «перекати-поле», без корней, без исторической памяти. Надеюсь, что книги этих писателей стоят на библиотечных полках. Но читаются ли? Мне могут возразить: другие времена, другие песни поют, другие книги читают. Но ведь читают сегодня и Шекспира, и Оруэлла и Толстого, и Достоевского, и Экзюпери… Времена формируются людьми…

Вот такие люди, в каких бы сферах они не трудились и есть наставники, духовные учителя, педагоги по призванию, чья жизнь, мысли, книги являются ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Хочу закончить цитатой Льва Толстого: «Если учитель соединит любовь к делу и любовь к ученику – он совершенный учитель». Считаю, что везёт тем людям, у кого по судьбе прошли учителя, такие, как у Льва Толстого. Мне повезло, и у меня были УЧИТЕЛЯ, благодаря которым я люблю родину, историю, литературу. И у меня был УЧИТЕЛЬ, благодаря которому я полюбила книги и свою профессию. У меня был Божьей милостью учитель, детский библиотекарь Алегра Милиевна Малеванчук.

 

Размышления по поводу
Галины Платоновны Ивановой,
ведущего библиотекаря
 

Справка:

Малеванчук Алегра Милиевна (1934-2010). Заслуженный работник культуры РСФСР, ЯАССР, ветеран труда.
Родилась 19 ноября 1934 г. в г. Якутске ЯАССР. Окончила Московский библиотечный институт (1956). После окончания института направлена в Якутскую республиканскую библиотеку им. А.С. Пушкина на должность старшего библиотекаря детского отдела. В дальнейшем приняла участие в организации и становлении двух республиканских библиотек: детской (1966) и юношеской (1977). Работала главным библиотекарем, заместителем директора республиканской юношеской библиотеки. Ею составлены методические материалы для библиотек республики, написаны много статей в республиканских газетах. Награждена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», Советского фонда мира, знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу». 

Смотрите также