Ребятишкам нашего города, чьё детство пришлось на 60-е годы прошлого века, несказанно повезло. У них был Детский Библиотекарь, да какой! – Алегра Милиевна (знали её только по имении отчеству). Ведь тогда, в единственной детской библиотеке города, что располагалась в здании бывшей церкви у площади Марата (ныне Градо-Преображенская церковь возле площади Павших борцов с Вечным огнём) библиотекарей было много, а знали только её. Знали и… любили. Молодая, симпатичная, с выразительными зелёными глазами, удивительным голосом и манерой говорить. Она и жила в том же центральном месте города, что и библиотека (в пяти минутах от площади имени В.И. Ленина). Поэтому ребята могли встречать её несколько раз за день, и несколько раз чуть ли не хором здороваться за несколько шагов. Наша 26-я школа (бывшая до революции женской гимназией) своими окнами смотрела на окна библиотеки. Как вы думаете, куда мы бегали на переменках, шли после занятий, кого мы приглашали к нам на классные часы? Ну да, конечно, мы думали только об Алегре Милиевне. Она посоветует, она предложит интересные книги, она поговорит о прочитанном тобою, выражая неподдельный интерес к твоему мнению и … предложит книгу другого автора, другого жанра, другой темы, расширяя таким образом через книги диапазон наших познаний.
В связи с этим вспоминается один случай, когда я не хотела брать предложенную ею книгу «В стране дремучих трав», сказав, что я не люблю читать фантастику, мне больше нравилось читать о школьной жизни, о дружбе. И запомнила (и до сих пор помню), что научная фантастика развивает воображение и мечты о том, чего пока нет в нашей жизни, но обязательно потом будет. И я полюбила сначала детскую, а потом и взрослую фантастику (причем хорошую отечественную и зарубежную). Она ещё и развивала в нас вкус к хорошей книге, ведь жалко тратить жизнь на проходные книги, которые прочитал и забыл, не оставившие никакого следа в жадной до впечатлений детской душе. Готовясь к этой статье, сделала несколько звонков коллегам той поры, учившихся либо в нашей школе, или живших на наших престижных Сергеляхских дачах. Причём Сергеляхские дачи? Да потому что там на лето открывалась Летняя детская библиотека, где весь летний период работала Алегра Милиевна, поскольку её семья тоже жила на Сергеляхе. Как мы бегали несколько раз на дню к летнему кинотеатру, там находилась и библиотечная будка (позже построили домик с террасой), чтобы прочитать объявление об открытии библиотеки. Вот там-то я и была записана как полноправный читатель, хотя и не умела еще читать, но исправно ходила со старшей сестрой, которая уже училась в начальной школе и была очень важной, что она читатель библиотеки. Как я волновалась перед походом в библиотеку, ведь со мной будет беседовать сама Алегра Милиевна о прочитанных книгах. Так произошло, говоря словами Пастернака «Судьбы скрещенье». Не только мы жили рядом на Сергеляхских дачах, откуда началось моё долгое восхождение на книжные вершины, не только окна классов, будь то первый или второй этаж школы, смотрели друг на друга, но мы ещё жили на одной улице через дом и переехали на проспект Ленина тоже в один дом, жили через один подъезд. В этом же доме в подъезде между мной и Алегрой Милиевной, жила и другая библиотекарь – Наталья Дроздова-Шевелева (моя одноклассница), тоже выросшая на этой уникальной детской библиотеке и читавшая запоем книги о войне (её даже прозвали в библиотеке военной девочкой). Ах как нам рассказывала Алегра Милиевна о детях-пионерах, героев Великой Отечественной войны. Патриотизм у нашего поколения был впитан в наши души и сердца через книги и голосом нашего любимого библиотекаря. Я связалась по телефону с подругой дачного детства Еленой Рудыка, когда я спросила, помнит ли она нашего детского библиотекаря Алегру Милиевну, у неё голос задрожал от волнения и нахлынувших воспоминаний. Её тоже записали в библиотеку, не умевшую читать, где-то в промежутке 5-6-ти лет. Как она была горда, что на неё был заведен библиотечный документ (формуляр), как аккуратно она читала, как ходила в библиотечный кружок, в котором под руководством Алегры Милиевны делали мелкий ремонт и при этом она говорила, посмотрите, мы продлили жизнь книге и теперь её могут прочесть другие ребята. Она даже давала им уроки грамотности: что такое авторский знак, что такое инвентарный номер. Как сейчас помню, вспоминает Елена как поразила свою маму, что каждый писатель имеет рядом с буквой своей фамилии две цифры, это его цифры, а пяти-шестизначные цифры на титульном листе означают индивидуальный номер книги. И пока не было мамы, на наши домашние книги тоже произвольно поставила разные шестизначные номера. Это были счастливые воспоминания. Она до сих пор и заграницей читает русские книги, следит за новыми именами. Этот вкус к хорошей книге тоже привит с детства Алегрой Милиевной нашему поколению.
Может быть не случайно, в нашем замечательном 10 «Б» классе среди учёных, авиаторов, врачей, строителей, экономистов, товароведов, лидирует профессия библиотекаря – 4 человека. Я думаю, что личность Алегры Милиевны, её непосредственная близость к нам оказала определяющее влияние. Мы хотели быть такой, как она. Она была прекрасна, о чём бы она не говорила: о революционерах, о музыке, о странах, о поэзии, о первой любви… Когда я стала уже после института работать и меня вовсю использовали именно на массовой работе с юношеством, я очень хотела достигнуть мастерства Алегры Милиевны, не в простом её копировании, а в умении красиво, грамотно, выразительно говорить, проговаривания дома своего выступления без заготовленных на бумаге текстов, говорить, что тебе самой дорого, что ты хочешь передать аудитории, но я пошла дальше – и внесла элементы театрализации. Но так и должно быть. Ученик, принимая на вооружение всё лучшее от своего УЧИТЕЛЯ, привносит и что-то свое. И ещё, бережное отношение к книге. Она нас учила: не загибать страницы книг, не слюнявить пальцы при перелистывании страниц, не сгибать книгу по переплёту, не подчеркивать строчки или рисовать на полях. К книге подходить и брать её только чистыми руками. И обязательно приносить книги в библиотеку, завернутыми в газету (сейчас проще – есть пакеты). Никогда не класть книгу на пол. Всё это подспудно входило в нас с той детско-школьной поры.
Прошли годы, мы встречались уже как коллеги. Во мне не был изжит детский пиетет перед ней, она же ко мне относилась с глубоким уважением и теплотой, отдавая должное моему профессионализму, тому, что я делала на своём поприще. Очень деликатно, тонко говорила комплименты.
Да, учитель учит, говорит, показывает. Но и как мой дорогой БИБЛИОТЕКАРЬ Алегра Милиевна всей своей жизнью, отношением к делу, преданностью и любовью к профессии, отношением к людям, к коллегам УЧИЛА всей своей жизнью. Она была щедрой, она любила ОТДАВАТЬ. Это ли не настоящая суть наставника и учителя – ОТДАВАТЬ всё, что знаешь, умеешь, исповедуешь. И что остается в душах, памяти, в сердце благодарных последователей.
С благодарной памятью
Галина Платоновна Иванова,
ведущий библиотекарь.