Глава 3 Конституции РФ
«Президент Российской Федерации»
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации предложено дополнить и изменить следующими определениями (часть 2 статьи 80):
1. Поддерживает гражданский мир и согласие в стране;
2. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.
Поправки, предложенные в статью 81 Конституции:
1) Предложено увеличить требование к кандидатам на должность президента в части срока постоянного проживания в Российской Федерации от 10 до 25 лет.
2) Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, предложено запретить открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
3) Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (убрано слово) (часть 3)
4) Положение, предлагаемое частью 3.1 статьи 81 Конституции, устанавливает, что при вступлении в силу поправки к Конституции, вносящей ограничение по количеству сроков пребывания в должности Президента, не исключает для предыдущих и действующего президентов возможность занимать должность Президента в течение сроков, допустимых частью 3 статьи 81 Конституции.
Предложенные изменения и дополнения
в части полномочий Президента
(статья 83)
1) назначает Председателя Правительства, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента, и освобождает Председателя Правительства от должности.
2) осуществляет общее руководство Правительством; вправе председательствовать на заседаниях Правительства.
3) утверждает по предложению Председателя Правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство. В случае если Председатель Правительства освобожден Президентом от должности, вновь назначенный Председатель Правительства не представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
4) принимает отставку Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
5) назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.
6) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
7) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда и судей Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов.
8) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом.
9) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда и судей Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
10) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.
11) формирует Государственный Совет.
12) формирует Совет Безопасности и возглавляет Совет Безопасности.
Статус Президента России, прекратившего исполнение полномочий
Ø Впервые в Конституции России предложено установить неприкосновенность президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (статья 92.1), и особый порядок лишения его неприкосновенности по статье 93 Конституции Российской Федерации.
Ø Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, предложено пожизненно включить в состав Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (статья 95). Но при этом, по проекту закона, данному Президенту дано право отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации.