Золотая триада советской детской литературы: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто — это классика жанра для детворы не только 20-го века, но и для современных мальчишек и девчонок. Ребёнок, ещё не умеющий читать и держать книгу в руке, уже вслух повторяет за мамой строки, которые так легко запоминаются и вызывают образы: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик», «Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь», «Идёт бычок качается, вздыхает на ходу», «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд», «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит», «Эй, не стойте слишком близко, я тигрёнок, а не киска» — эти строки советских детских классиков (не выученные, а запомнившиеся в далёком детстве) так и остались в памяти навсегда, остались у многих поколений взрослых людей. И как эстафетная палочка они передаются от одного поколения другому.
Самуилу Яковлевичу Маршаку 3 ноября исполняется 135 лет со дня рождения. Родился он в Воронеже в 1887 году в Российской империи во время правления императора Александра Третьего. Позже, когда Маршак вступил в годы юности и молодости, география его пространственных передвижений сложилась весьма причудливо и кроме привычных Москвы и Петербурга, были еще города Турции, Греции, Сирии, Англии. Этот период его жизни был насыщен удивительными встречами, знакомствами, любовью и последующей женитьбой, учебой в Лондонском университете, изучением английского языка, знание которого сделало его одним из лучших художественных переводчиков нашей страны. Его назвали даже гением перевода. Кстати, сам Маршак как-то признался, что «Переводил я не по заказу, а по любви». Наверное, это признание проливает свет на то, что переводчиков было много, а вот лучшими художественными переводчиками с английского языка творений Шекспира, Бёрнса, Китса, Киплинга до сих пор считают Лозинского, Маршака и Пастернака.
Об одном знакомстве этого периода, даже дружбе, хотелось бы упомянуть особо. Юный Маршак наездами часто бывал Петербурге, куда переехала их семья. А вот Маршак с братьями вынужден был остаться в Воронеже. Сегодня трудно представить, что еврейское происхождение служило серьезным препятствием для поступления не только в классическую гимназию, но и в университет. В один из таких приездов в Петербург состоялось совершенно случайное знакомство с Владимиром Стасовым, известным критиком и искусствоведом. Юный Самуил Маршак из провинциального Воронежа и вдруг — сам Стасов! — это была судьбой дарованная встреча, которая оставила след на всю дальнейшую жизнь. Стасов очень многое сделал для Маршака — подарил ему целую библиотеку, открыл доступ в классическую гимназию, ввёл в круг творческой интеллигенции Петербурга: композиторы, художники, писатели, а особо значимо было знакомство с Максимом Горьким и Фёдором Шаляпиным. Тут хочется подчеркнуть ещё одну деталь — М. Горький пригласил на свою дачу в Ялте Самуила Яковлевича, чтобы тот поправил своё здоровье, так как из-за сырого петербургского климата Маршак часто болел. Но в 1905 году, в год первой русской революции, Маршак возвращается в Петербург, т.к. Горький с семьей уезжает в Италию. Позже, вспоминая Стасова и его влияние на духовное развитие будущего детского классика, Маршак подчеркивал, насколько бесценны были его воспоминания о Глинке, Герцене, Тургеневе, Гончарове, Мусоргском, Льве Толстом. Эти беседы стали для него мостиком в пушкинскую эпоху.
Мог ли в те годы Маршак представить, что пройдёт время и встречи с ним самим также будут значимы для начинающих детских писателей — «судьбой дарованные встречи». Отправившись в путешествие в 1911 году, после трех лет заграничной жизни, накануне первой мировой войны, Маршак с женой возвращается в Россию. А здесь уже заявил о себе молодой Корней Чуковский. Их долгое время считали друзьями-соперниками. Примечателен тот факт, что и Чуковский, и Маршак в начале своего творческого пути вовсе не мыслили себя детскими писателями. Они писали статьи, рецензии, и оба активно занимались переводами. Да и сам Маршак позиционировал себя как поэт, драматург, переводчик, критик и… немножко детский писатель. И меньше всего он думал, да и мог ли предполагать, что активная жизнь в литературе будет именно на поприще детской литературы, и именно за вклад в развитие и воспитание советских детей своим творчеством он получит наивысшие награды Советского Союза: четыре Сталинские и Ленинскую премии. Думается, что предопределённость к детской литературе была заложена в нём природой и только ждала своего часа. Как тут не вспомнить слова Самуила Яковлевича: «Сочинять стихи я начал ещё до того, как научился писать».
Жанровый мир Маршака очень разнообразен: это стихи, песенки, считалочки, загадки, шутки, сказки, пьесы, рассказы, а чего стоят его «Весёлый счет и «Весёлое путешествие от А до Я», «Весёлая азбука». С помощью перечисленных книг молодые родители могут самостоятельно подготовить ребенка к школе (без детских слёз и истерик): научить весёлому счету, весёлой азбуке, логическому мышлению, расширить кругозор. На Новый год поставить семейный спектакль «12 месяцев», на день рождения ребёнка устроить викторину, используя книгу «100 загадок — 100 отгадок». Мало того, всё творчество Маршака настолько позитивно, радостно, настроено на волну детского восприятия и воображения, что родители сами попадают на волну своего детства и своего ребёнка.
А еще, краткие четверостишия С. Я. Маршака размещали под плакатами известных художников Кукрыниксы.
Бьёмся мы здорово,
Колем отчаянно,
Внуки Суворова,
Дети Чапаева.
Вот на таких строчках воспитывалась в годы Великой Отечественной войны детвора нашей страны. Стихи Маршака внесли свой вклад в нашу общую победу. И сегодня даже маленьким детям 5-6 лет можно и нужно прививать чувство патриотизма и наши моральные ценности.
Маршак, как и все талантливые люди, создал свой неповторимый увлекательный мир и вход в него доступен и открыт каждому.
Восхищалась, перечитывала, вспоминала,
раздумывала о Самуиле Яковлевиче Маршаке
ведущий библиотекарь Галина Платоновна Иванова