Обзор женской прозы
В преддверии любимого женского праздника 8 марта предлагаем обзор книг на тему о том, какая она - современная российская женская проза? Какими именами блистает, не уступая в силе блеска и таланта традиционно мужской? Можно ли говорить о некоем феномене спроса и устойчивого читательского интереса к ней на протяжении нескольких десятилетий? Итак, вашему вниманию обзор с представлением новых книг известных и малоизвестных писательниц.
Сегодня недостатка книг так называемой «женской прозы» нет. Они хорошо представлены в библиотеках и в книжных магазинах. Библиотечная практика, да и торговая тоже, может подтвердить, что спросом пользуются книги как маститых, раскрученных авторов, так и начинающих. Женские романы сегодня сродни кино-мелодрамам. На вопрос «Почему «слабый пол» отдает предпочтение женским романам?», обычно получаем ответ: хочется чего-то лёгкого, понятного, душещипательного. И, наверное, мало кто из современных читателей женского чтения знает, что советским женщинам повезло меньше, да можно сказать, что совсем не повезло, ведь в Советском Союзе женщин-писателей было немного, среди них: Галина Николаева с её «Битвой в пути» и «Жатвой». Одни названия этих романов не стимулировали читательского интереса, да и главные герои всё равно были мужчины, и хотя женщины тоже были, но это были героини, как сказали бы в кино, второго плана. Была Галина Серебрякова, она прославилась тем, что писала о Карле Марксе в художественной форме. И, наконец, Антонина Коптяева. Вот поэтому таким спросом пользовались женские романы зарубежной литературы: Джейн Остин «Гордость и предубеждение», Жорж Санд «Консуэло», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», уж не говоря о появлении Франсуазы Саган как яркой представительницы западной феминистской прозы. Особой популярностью пользовалась ее книги: «Немного солнца в холодной воде», «Прощай грусть», «Любите ли вы Брамса».
Так, когда же появилась у нас женская проза? Читательский запрос на неё был, ведь наши читатели уже вкусили «запретный плод» феминистской прозы Запада, которой женщины–писатели явили читающему миру яркие, запоминающиеся женские образы и доказали, что существует особый внутренний «женский мир», в котором женщина - главная с её переживаниями, проблемами, любовью, трагедиями и тонкими вибрациями души. И в 70-е годы прошлого века у нас появилась такая героиня в романе «Южно-американский вариант» Сергея Залыгина, наделавший много шума из-за обилия литературной критики и повышенного читательского спроса в просвещенной читательской тусовке. Для наших читательниц героиня романа Ирина Мансурова представляла собой совершенно новый типаж, непохожий на стереотип советской женщины: труженица, подруга, мать. И всё началось прямо с первых страниц романа - на праздновании Нового года под бой курантов не лишенная привлекательности женщина в возрасте 40+n, Ирина Мансурова, добропорядочная мать, заботливая мать сына-лоботряса, начальник отдела в НИИ послала куда вверх среди шума и гама мольбу: «…пошли... любовь… большую…настоящую». И ей было послано, потому что любовь оказалась рядом. И все триста страниц романа страдания, метания, любовный жар героини и где-то бледной тенью ничего не подозревающий муж, проблемный сын, подруги и работа. Сейчас без этих коллизий не обходится ни один женский роман, а тогда это было потрясением для читательниц, ибо все не из нашей жизни: какая-такая любовь, когда возраст 40+? Сын провалил экзамены в институт и его забрили в армию, муж дурак-дураком ничего не подозревает, на работе всё без её руководства идет само-собой, ревность к жене любовника, тайные встречи в тетушкиной квартире на окраине Москвы. Нет, это не наш образ жизни, не наша положительная героиня - много было споров на читательских конференциях в библиотеках. А потом появилась Виктория Токарева – молодая, честолюбивая, влюбчивая, романтичная и вместе с ней пришли новые героини и читатель их принял. Другие времена: 70-80-е годы. Мягкая ирония, немного юмора и любовь – это базис, основа ее повестей и рассказов, но с крутым замесом неординарных ситуаций. После чтения её книг остается приятное послевкусие. Последние её книги тоже хороши, тянут на воспоминания. Вот и сборник ее воспоминаний «Мои мужчины» начисто лишён пошлости и, что называется, клубнички. И ещё одно из несомненных достоинств Токаревой, через какое-то время её можно перечитывать, и она открывается уже по-новому. А ещё рекомендую выписывать в процессе чтения какие-то меткие и остроумные выражения. У неё главные - это её героини, их внутренний мир. Мужчины, конечно, присутствуют, но только для того, чтобы оттенить героиню.
Нынешний век явил целую плеяду женских имён в российской литературе: Дина Рубина, Людмила Улицкая, Людмила Петрушевская, Мария Метлицкая, Мария Арбатова, Наринэ Абгарян, Гузель Яхина, Дарья Донцова…Не все имена равнозначны, их гораздо больше, чем перечислено. Бум женской прозы, появление новых имен начался в конце 90-х – начале 2000 годов и это явление не проходит. Каждый год на литературном небосклоне вспыхивает новая звездочка.
Обратим внимание на двух писательниц, которые настолько талантливы, самобытны, настолько они в своем творчестве в движении, что следить за ними интересно. Это Дина Рубина и Людмила Улицкая. Рекомендуем Рубину читать в Малой серии, потому что томики выпускаются в хронологическом порядке и можно проследить как меняется, растёт, крепнет мастерство Рубиной. Да и сама серия оформлена с большим вкусом, ведь к этому приложил руку её муж Борис Карафёлов. В преддверии праздника или после него, чтобы зарядиться весенним настроением, рекомендуем прочесть два сборника из ранних: «Высокая вода венецианцев» и «Их бин нервоссо». А Людмила Улицкая в эти же весенне-праздничные дни скрасит ваш досуг сборником «Сквозная линия»: 6 рассказов о беспричинном женском вранье. Так еще никто не писал.
Материал подготовила Галина Иванова, ведущий библиотекарь