«Шаманы избранники небес и духов»
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Другое
17.08.2020

«Шаманы избранники небес и духов»

Просмотры: 2208

В 1725 г. российский император Петр I издал два указа, имеющих непосредственное отношение к Якутии: первый о формировании Второй Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беренга, и второй, согласно которому велено «дворянину Дмитрию Кычкину из Якутского уезда шаманов 4-х человек выбрасть, взять привесть в Санкт-Петербург для лечения смертельно заболевшего царя ». Таким образом, интерес к шаманству был предопределен, и задачи изучения его вошла в научную программу Второй Камчатской экспедиции 1733 – 1744 г.г. Согласно пункту № 735 программы экспедиции требовалось установить «являются ли умершие шаманы живыми»; пункту № 756 требовалось больше узнать «о летнем шамане у якутов, которой сии жертвы яко простой шаман обыкновенно отправляет»; пункт № 773 предполагал выяснить «есть ли, кроме шаманов, такие, которые о себе рассказывают, что они имеют дарование прорицания или, по крайней мере, приписуют себе дух пророчества, каковые у татар (телкечи), у якутов (кутурук) называются»

В XIX – начале XX века большую роль в изучении Якутии и, в частности, религиозных верований сыграли политические ссыльные. Труд И.А. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа» создавался в исключительно трудных условиях в Верхоянске известном как Полюс холода.

И. А. Худяков в своей монографии подробно касается религиозных верований якутов. В главе о шаманстве автор приводит весьма интересные сведения, малоизвестные в этнографической литературе якутах. Например, упоминание о воспитании «души шамана» в гнезде на шаманском дереве. Автор отмечает, что небожители и даже дьяволы предназначают шамана для защиты целого племени якутов, т.е. шаманы (и белые, и черные) являлись служителями культа, отстаивающими коллективные интересы племени (рода). Огромную ценность представляют записи текстов песнопений-заклинаний на празднике ысыах и шаманских камланий с переводом на русский язык. Шаманские мистерии до этого времени не публиковались, за исключением небольших отрывков.

В монографическом исследовании В.Л. Серошевского религиозным воззрениям якутов посвящена специальная глава «Верования», где впервые освещены многие стороны якутского шаманства. Например: деление шаманов по рангам (великие, средние и слабые), существование четкой последовательности действий в шаманских обрядах, сведение о шаманских духов, жертвоприношениях, атрибута шаманского костюма.

Своими корнями шаманизм уходит в глубокую древность. Несмотря на то, что история древнейших эпох еще во многом остается для нас загадочной и таинственной, проникнуть вглубь тысячелетий помогают «Каменные книги» - наскальные рисунки - петроглифы, появившиеся впервые около 40 тысяч лет назад. Так например Ленские столбы во многих местах сплошь покрыты изображениями животных, людей и мифических существ, оставленными древними художниками. В настоящее время в Якутии, на скалах и пещерах рек Лена, Синяя, Оленек, Алдан, Амга, Марха, Индигирка и других найдено 115 писанец с более 5 тысячами рисунков. Изучение шаманизма во всем мире, исследователи пришли к единому мнению, что сила якутского шамана, очень влиятельна в соответствии других народов. О силе влияния якутских шаманов свидетельствует и то, что в их способность обращаться со сверхъестественными силами верили не только якуты, но и другие народы. Причем к якутским шамана обращались не только рядовые служивые люди, но и чиновники царской администрации. В 1679 г. за помощью к шаману обратился воевода А. Барнашлев, узнав о скором своем смещении. В.Л. Серошевский лично проверял сообщение о регулярном посещение шамана, колымского помощника исправника, что тот, страдал каким-то нервными припадками, ездит в Нижне-Колымск « лечится у тамошних шаманов. Болезнь не исчезает, но после каждой поездке слабеет». Известны случаи обращения к шаманам священников, которые приглашали их при болезнях.

Шаманы делятся на тех, которые совершают путешествие к верхним духам, и на тех, которые могут камлать только в нижним духам. Первые воспитываются в верхней стране, а нижние шаманы внизу, у камня девяти юер (души людей, умерших до наступления естественной смерти превратившихся в злых духов)

Шаманы светлых духов («айыы ойууна») не могут приносить жертвы с убиением скотины («кэрэх»); во многих случаях, когда люди болеют дурными болезнями, они не совершают служения. По рассказам, айыы ойууна не имели шаманского облачения. Они совершали моление только к Айыысыту (для испрошения бездетным людям ребенка) и Иэйэхситу (дарительница приплода рогатого скота, иначе называется Ынахсыт, от «ынах» - корова)

Шаманы зарождаются далеко на севере, у корня мерзких заболеваний. Там бывает лиственница, на ветках которой имеются гнезда на разной высоте. Самые большие шаманы воспитываются на верхушке дерева, средние – на середине, а малые шаманы – у нижних ветвей. Рассказывают, что с начало прилетает на это дерево большая птица, похожая на орла, с железными перьями; садится на гнездо и сносит яйцо. Потом эта птица высиживает яйцо, если должен выйти самый большой шаман – в продолжение трех лет, а маленького шамана – в течении года. Эта птица называется мать-зверь и появляется всего три раза: первый раз – когда зарождается шаман, вторично – когда завершается становление шамана рассеканием его тела, и в третий раз – когда шаман умирает…

По верованиям якутов, умершие шаманы часто вмешивались в жизнь людей. Те из шаманов, которые ушли из жизни обиженными, становились духами и мстили в основном своим сородичам, причиняли им разные болезни и несчастья. Иногда покойные шаманы «приходили» к своим потомкам с просьбой: поправить разрушенную могилу или перезахоронить их. В некоторых случаях умершие шаманы якобы защищали своих потомков, как в мифе о превращении в юеря Бахсытского князца. По якутским мифам, «великие» шаманы продолжали камлать и после смерти. Иногда будто бы гудел бубен в тех местах, где они были похоронены. Якуты также верили в способность шаманов «путешествовать» после смерти во времени. Например, в мифе «Холбо» говорится, что покойные шаманы регулярно возвращались на рубеже годов в свою юрту и жили там до восхода солнца. Утром же они исчезали, пропадали и все предметы, которые принадлежали им. Таким образом, мифы о «действиях» умерших шаманов подтверждали их могущество и наличие у них сверхъестественных свойств, подкрепляли веру в способность живых шаманов регулировать по возможности отношения людей с божествами и духами.

Источник: книга Р. Бравина «Шаманы избранники небес и духов»

Книга доступна в нашей библиотеке-филиале №8 «Библиомир» по адресу мкр. Кангалассы улица Ленина,5


Интересные книги:


Смотрите также