Семейные и обрядовые традиции якутов
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Другое
08.07.2021

Семейные и обрядовые традиции якутов

Просмотры: 16747

8 июля Всероссийский день семьи, любви и верности.

В этот светлый добрый праздник мы поздравляем всех горожан! 

Современная якутская семья мало отличается от среднестатистической российской. Известно, что вплоть до XIX века у народа саха было распространено многоженство. Согласно якутской традиционной модели семьи, каждая из жен жила отдельно, соблюдая собственный уклад жизни, быт, хозяйство. Связать себя узами брака якуты предпочитали в 16-25 лет. Существовали ранние помолвки: колыбельный сговор и обручение в раннем возрасте.

рис 1.jpg

Когда семья жениха шла свататься к родителям невесты, за девушку принято было уплачивать калым. В случае, если жених слишком беден, он мог украсть невесту, а деньги "отработать" позже.

Все этапы якутской свадьбы характеризовались выполнением определенных обрядов и обычаев. В старину свадьбы устраивались обычно летом, перед сенокосными работами и поздней осенью, после их завершения.

Структура свадебной обрядности состоит из нескольких этапов:

- сватовство (сговор, помолвка) – кэргэн кэпсэтии;

- первый свадебный праздник (күтүөттүүр зятевать), который совершается после уплаты части калыма в доме невесты, т.е. посещения женихом невесты в ее доме – түһэ барар;

- второй свадебный праздник, включавший переезд невесты в дом жениха и праздничный пир в нем после полной выплаты калыма, - кыыс сүктүүтэ, или уруу;

- временное возвращение молодой в родной дом – төркүүттүү, где посещение ею своих родственников происходит через некоторое время после уруу.

рис 2.jpg

Таким образом, во время празднично-обрядовых действий всего свадебного цикла, невеста и жених должны пройти целый ряд магических ритуалов и соблюдать множество табу для прощания со своими близкими родственниками и просоединения к чужому роду.

Родильная обрядность.

У якутов, как и у других народов, самым большим богатством считались дети. Богиней плодородия, активно способствующей размножению людей, являлась Айыыһыт. По фольклорным данным, Айыыһыт приносила кут мальчика, превратив ее в нож или стрелу, а кут девочки превращала в ножницы. Она же могла лишить женщину ребенка и сделать ее бесплодной. Поэтому причиной бесплодия считали «нарушение» женщиной магических запретов. Родильный обряд В.Л. Серошевский разделил на четыре этапа:

- обряды стимулирующие деторождение;

- представления и запреты, связанные с беременностью женщины;

- обряды, выполняющие во время родов и послеродовые обряды;

- обряды для сохранения жизни ребенку.

Основная функция обрядов, совершаемых непосредственно во время родов – способствовать удачному исходу.

Рождение ребенка, особенно сына, являлось одним из самых значительных событий в жизни семьи.

Рис 3.jpg

В настоящее время сохраняются некоторые элементы родильных обрядов, например, в течение сорока дней новорожденного не показывают чужим людям, когда ребенка привозят домой, его лоб мажут сажей с печи, сохраняют волосы после первой стрижки и т. д. Калым и сейчас практикуется в якутских свадьбах. Только это скорее увеселительное развлечение и дань старым традициям. 

Источники:

1. Брагина Д. Г. Межнациональные браки и семьи в Республике Саха (Якутия) в XX веке / Д. Г. Брагина ; ответственный редактор Г. В. Толстых (доктор исторических наук) ; Академия наук Республики Саха (Якутия). – Новосибирск : Наука, 2018. – 134 с.

2. Виташевский Н. А. Брак и родство у якутов / Н. Виташевский. – Санкт-Петербург : Типография министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнарев и К), 1910. – 17 с.

3. Свадебные традиции якутов. – [Якутск, 2021]. – [Текст : электронный] // Страница о Якутске : [официальный сайт]. – URL: https://www.yakutskhistory.net/%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8/%D0%B2-%D0%BB-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0/ (дата обращения: 05.07.2021).

4. Слепцов П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX – XX в.) / П. А. Слепцов ; Академия Наук СССР, Сибирское Отделение, Якутский научный центр, институт языка, литературы и истории. – Якутск : Якут. кн. изд-во, 1989. – 157 с.

5. Слепцов П. А. Семья и семейная обрядность у якутов : (XIX – XX в.) : специальность 07.00.07 «Этнография» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / П. А. Слепцов ; Академия наук СССР, институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ленинградская часть. – Ленинград, 1984. – 20 с.

6. Серошевский В. Л. Якуты : опыт этнографического исследования / В. Л. Серошевский ; предисловие С. А. Степанов ; художник В. К. Кузнецов. - 2-е изд. - Москва : РОССПЭН, 1993. – 713 с.

7. Уткин К. Д. Культура народа саха : этнофилософский аспект / К. Д. Уткин ; Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова, кафедра Культуры и искусства, кафедра Культурологии. – Якутск : Бичик, 1998. – 366 с.

8. Энциклопедия Якутии = Саха сирин энциклопедията : в 2-х томах / Якутский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук, Академия наук Республики Саха (Якутия), ООО «Якут. энцикл.» ; главный редактор Ф. Г. Сафронов. – Москва –Якутск, 2000-2007.

9. Якуты. Саха : [коллективная монография] / Г. А. Аксянова (кандидат биологических наук), Н. А. Алексеев (доктор исторических наук, профессор), Е. П. Антонов (кандидат исторических наук) [и др.] ; ответственные редакторы : Н. А. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова ; [Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Сибирское отделение]. - Москва : Наука, 2013. – 598 с.

Смотрите также