«Главные силы народного творчества, народной фантазии
ушли на создание олонхо – сказаний о богатырях,
о борьбе их с темными силами, населяющими и
нижние слои неба, и преисподнюю».
С.В. Ястремский.1
В 2005 г. по решению ЮНЕСКО якутский героический эпос Олоҥхо (Олонхо) провозглашен Шедевром Устного и Нематериального Наследия Человечества и поставлен в один ряд с такими памятниками эпического наследия народов мира, как древний шумерский эпос о Гильгамеще, греческие “Илиада” и “Одиссея”, финская “Калевала”, “Сказание о Гайаваре” американских индейцев, “Былины” русских, “Манас” и “Джангар” тюрко-монгольских народов. Началась новая жизнь якутского эпоса, суть которой состояла в возрождении угасающей в условиях советской действительности практики эпического творчества, проведении научных исследований по проблемам сохранения и использования эпической традиции в интересах общества. В 2010 г. в составе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова создан Научно-исследовательский институт Олонхо (НИИ Олонхо), призванный предпринять все необходимое для изучения, документации и распространения олонхо в контексте шедевров мирового эпического наследия.
Мировое признание Олонхо закрепил в 2013 г. перевод полного текста главного эпоса якутов “Нюргун Боотур Стремительный” П.А. Ойунского на английский язык и издание его в одном из престижных издательств Великобритании “Глобал Букс”. Презентация книги состоялась в Лондоне. В настоящее время “Нюргун Боотур Стремительный” на английском языке распространяется по всем крупным библиотекам стран мира. Так уникальное эпическое наследие якутов становится достоянием всего англоязычного населения мира.
НИИ Олонхо приступила к реализации научно-исследовательского проекта “Энциклопедия Олонхо”. Теоретический и фактический материал по якутскому эпосу, накопленный за период с 40-х годов XIX в. по сей день позволяет приступить к этой сложной и ответственной работе. Такие имена, как А.Ф. Миддендорф, А.Я. Уваровский, И.А. Худяков, Р.К. Маак, В.Л. Серошевский, Э.К. Пекарский, С.В. Ястремский, П.А. Ойунский, А.П. Окладников, И.В. Пухов, Г.У. Эргис, Н.В. Емельянов, В.В. Илларионов, П.Н. Дмитриев и другие известны в истории эпосоведения и их труды составят фундамент будущей энциклопедии.
“Электронная Энциклопедия Олонхо” (ЭЭО) – это проект, предпологающий электронную версию “Энциклопедии Олонхо”, где будет помещен весь материал печатной версии и дополнен медийным освещением. Основной задачей проекта является создание удобного и оперативного доступа к информации высокого уровня об эпосе, олонхосутах, исследователях и т.д.
ОЛОНХО – уникальный памятник устного народного творчества якутов, передававшийся из поколения в поколение на протяжении веков сказителями-олонхосутами.
Олонхосут – сказитель, исполнитель якутского героического эпоса олонхо, носитель эпических традиций народа. В большинстве случаев олонхосутами становились даровитые люди, выросшие в окружении сказителей старшего поколения. Искусство олонхосутов требует длительного накопления навыка сказывания, обладания исключительной памятью, способностью своеобразного видения мира олонхо и дара импровизации. Искусство олонхосута пользовалось глубоким почитанием и уважением в народной среде. Слово олонхосута становилось почетным добавлением к имени сказителя. Память народа сохранила имя легендарного национального героя Василия Федорова-Манчаары певца-импровизатора и олонхосута, произведения которого точно не установлены. Сегодня трудно установить, сколько бытовало олонхо по всей Якутии. Прежде в любом якутском селе жило несколько олонхосутов. И каждый из них имел в своем репертуаре несколько (иногда десятки) олонхо» Известно, что в 1941 и 1946 гг. экспедиция Научно-исследовательского института языка, литературы и истории в 13 регионах республики зарегистрировала 83 олонхосута и 396 олонхо2.
Олонхосуты могли сказывать от нескольких до десятков олонхо. Так, Петр Колесов из Горного района, 86 лет, (в 1920 г.), знал 46 олонхо. Сказывание длилось от одного до нескольких вечеров. Верхоянский сказитель Манчаары, со слов которого И.А. Худяков записал 1860-м гг. сказки и олонхо, говорил В.Л. Серошевскому, что он знает олонхо, которое можно рассказывать месяц. Отдельные регионы в конце XIX-XX в. являлись своеобразной “школой” сказительства со своими традициями, например таттинская эпическая традиция, начало которой было положено легендарными олонхосутами Лоҕуй, Кээмпэс, Килээмпир. Их традиции продолжали И.В. Винокуров-Табахыров, Н.И. Малгинов, К.Г. Оросин. Наиболее заметными представителями амгинской “школы” были Т.В. Захаров-Чээбий, верхоянской – М.Н. Горохов, вилюйской – С.Н. Каратаев-Дыгыйар.
С давних времен проводились состязания между олонхосутами. Так известны соревнования в исполнительском искусстве между Т.В. Захаровым-Чээбием и Н.А. Абрамовым-Кынатом, И.В. Винокуровым-Табахыровым и Н.И. Малгиным-Көтүөхэ Ойуун Уола.
В годы советской власти выдающиеся олонхосуты и импровизаторы были приняты в Союз писателей: Н.А. Абрамов-Кынат, И.И. Бурнашев-Тоҥ Суорун, Д.М. Говоров, С.А. Зверев-Кыыл Уола, Е.Е. Иванова, Е.Г. Охлопков, П.С. Семенов, Н.И. Степанов-Ноорой, М.Т. Шараборин-Кумаарап, П.П. Ядрихинский-Бэдьээлэ.
Олонхосуты Якутии : справочник / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный ун-т им. М. К. Аммосова", Науч.-исслед. ин-т Олонхо ; [сост.: Л. Н. Герасимова и др.]. - Якутск : СВФУ им. М. К. Аммосова, 2013. - 155 с. : портр.; 24 см.
Издание является первой попыткой составления полного перечня сведений об олонхосутах Якутии, в дальнейшем планируется издание более полного варианта.
Настоящее издание представляет собой краткий справочник об олонхосутах за период с XVII по XX в., зафиксированные в архивных материалах и научно-популярной литературе. За основу взята дипломная работа, написанная В.В. Илларионовым в 1973 г., последующими дополнениями и систематизацией, обобщением сведений из имеющихся научно-популярных публикаций по улусам. Использованы также архивные материалы. В справочник не вошли сведения о сказителях из долган и енисейских якутов.
Всего внесено 1389 олонхосутов и импровизаторов. Материал об олонхосутах с установленным репертуаром приводится в алфавитном порядке, сказители же с неустановленным репертуаром записаны по улусам. В отдельных случаях точная дата рождения олонхосутов не выявлена (18..-1936).
Нюргун Боотур Стремительный = Дьулуруйар Ньургун Боотур / Текст К. Г. Оросина; [вступ. ст.], ред. текста, пер. и коммент. Г. У. Эргиса ; [худож. Е. Ф. Корнилов] ; Науч.-исслед. Ин-т яз., лит. и истории ЯАССР. – Якутск : Госиздат ЯАССР, 1947. – 409 с.
Олонхо “Нюргун Боотур Стремительный” Константина Григорьевича Оросина (1853-1903) был издан в Санкт-Петербурге в 1907 г. Впоследствии переиздан в г. Якутске в 1947 г. Это объясняется тем, что данное олонхо считается одним из классических вариантов существующих текстов якутского эпоса.
Э.К. Пекарский, будучи сотрудником Сибиряковской экспедиции, подарил общую тетрадь с надписью: “Родовичу 1-го Игидейского наслега Ботурусского улуса Константину Григорьевичу Оросину для записывания якутских сказок и песен. 28 февр. 1895 Э.П.” На этой тетради первым записал “Ньургун Боотур Стремительный”. Переписывался с Пекарским на якутском языке.
Улуу олонхоһут Чээбий : ахтыылар, ыстатыйалар / [хомуйан оҥордо: Е. Д. Уварова ; эпп. эрэд. С. Д. Мухоплева]. – Дьокуускай : Бичик, 2014. – 160 с. = Олонхосут Чээбий : воспоминания, статьи / [сост.: Уварова Е. Д. ; отв. ред. С. Д. Мухоплева]. – Якутск : Бичик, 2014. – 160 с.
Захаров Тимофей Васильевич-Чээбий (1866-1931) – знаменитый олонхосут. Впервые как искуссный олонхосут стал известен еще в молодости в бытность свою на бодойбинских приисках в качестве заготовителя дров. Известные олонхосуты: Н.А. Абрамов-Кынат, И.И. Бурнашев-Тоҥ Суорун, Е.Е. Иванова считали его своим учителем. Народный поэт Якутии В.М. Новиков-Күннүк Уурастыров, заслуженный артист ЯАССР У.Г. Нохсоров часто слушали олонхо в исполнении Т.В. Захарова, и восприняли его мастерство.
------------------
1Ястремский, С. В. Образцы народной литературы якутов / С. В. Ястремский. – Ленинград, изд-во АН СССР, 1929. – С. 2.
2Эргис, Г. У. очерки по якутскому фольклору /Г. У. Эргис. - Москва, 1974. – С. 183.
Ссылки:
Подготовила Ирина Уваровская, ведущий библиотекарь ИМО.