Константин Коровин-первый русский импрессионист
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Другое
05.12.2021

Константин Коровин-первый русский импрессионист

Просмотры: 2710

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), русского художника, писателя, педагога. Его называют «первым русским импрессионистом», несмотря на то, что сам термин «русский импрессионизм» до сих пор вызывает жаркие споры. К этому понятию условно относят произведения русских живописцев конца XIX — начала XX в., на которых сказалось воздействие творчества французских импрессионистов.

Импрессионизму в России не повезло. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. А после революции так и вообще оказался «вне системы». Но несмотря ни на что, многие художники и до, и после политического переворота в стране, продолжали творить в импрессионистической стилистике, продолжали экспериментировать на своих полотнах со светом, цветом, стремились передать настроение, эмоцию, уловить тончайшие воздушные вибрации.

Константин Коровин увлекся импрессионизмом в 1880-х годах,, и его работу «Портрет хористки» называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Кроме импрессионистских пейзажей и натюрмортов художник создавал театральные декорации и оформлял павильоны для всероссийской и международной выставок, а также писал рассказы и мемуарные очерки.

1.jpg

Портрет хористки, 1883

Константин Алексеевич Коровин родился 5 декабря 1861 года в Москве в состоятельной купеческой старообрядческой семье.

В возрасте 14 лет он поступает на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение — в пейзажный класс Алексея Саврасова. У знаменитого мастера пейзажа Коровин учился передавать через краски природы ощущение жизни. Позже молодой художник говорил, что пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: «в нем должна быть история человеческой души».

Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств, но не проучился там и месяца: молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова, который возглавил пейзажный класс. Благодаря Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его знаменитый Абрамцевский кружок. Туда входили такие художники, как Валентин Серов, братья Васнецовы, Михаил Врубель, Илья Репин и др.

2.jpg

На даче, 1895

В 1894 году Коровин вместе с художником Валентином Серовым отправляется в творческую поездку на Крайний Север России. Поездку спонсировал Савва Мамонтов.

Оказавшись на Севере, Коровин был заворожен природой, видами этого края, тем открывающимся простором и своеобразием местного колорита. Он восхищенно фиксирует в своих воспоминаниях: «Какой чудесный край, Север дикий! Ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт,…и какая красота!.. Я бы хотел остаться здесь навсегда».

3.jpg

Север, 1890-ые

а в 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Достижения всех отраслей экономики и промышленности, науки и техники 19 века были продемонстрированы перед публикой.

4.jpg

Оригинальный эскиз павильона, выполненный Константином Коровиным

5.jpg

Самоеды (ненцы) на крыльце Павильона Крайний Север.

6.jpg

Павильон Крайний Север

В 1899 г. Коровин приступает к оформлению павильона России на Международной выставке в Париже (1900 г.). Этой работе он посвятил почти два года. Коровин оформил Кустарный отдел Русского павильона: с помощью живописца Николая Клодта он создал 30 панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера. Участие Константина Алексеевича в оформлении Парижской выставки было высоко оценено и в России, и за рубежом.

В годы Первой мировой войны Константин Коровин болел. Зимой 1915-1916 годов К. Коровин много времени провел в Крыму. В Севастополе художник, страдавший болезнью сердца, проходил лечение у флотских докторов. Мастер считал, что даже в тяжелые годы он должен продолжать прославлять красоту. На его пейзаже «Севастополь зимой» о войне напоминает только боевой корабль. В 1916 году Коровин писал: «Я думаю, что после войны искусство очень поднимется и очень будет нужно человеку как символ лучших чувств жизни и радости».

7.jpg

Севастополь зимой,1916

В 1922 году самый известный «русский импрессионист» покинул Советскую Россию и поселился во Франции. Пик его славы давно прошел, ни портреты, ни театральные работы больше не пользовались спросом. Семья жила в крайней нужде.

8.jpg

Париж, 1933

Художник ослаб, начал терять зрение и был вынужден оставить живопись. Он начал диктовать мемуары, лежа в постели, а за воспоминаниями последовали рассказы. Так в 70 лет Коровин стал писателем, причем все с удивлением отмечали, что к литературной деятельности у него обнаружился дар не хуже, чем к живописи. Его начали печатать в эмигрантских газетах, платить гонорары, что хоть немного облегчило жизнь семьи.

9.jpg

В своей книге Константин Коровин делится воспоминаниями о детстве, современниках и друзьях, об увлекательных путешествиях и жизни в дореволюционной России.

Выдающийся художник и талантливый писатель, скончался на 77 году жизни в Париже, оставив потомкам большое творческое наследие, заслуживающее глубочайшего уважения и вечной памяти. В наши дни творчество художника широко представлено в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

Источники:

1. https://www.culture.ru/persons/8236/konstantin-korovin

2. https://porusski.me/2016/12/12/011-russkij-impressionizm-5-vydayushchihsya-hudozhnikov/

3. https://www.nn.ru/text/gorod/2016/12/26/50211861/

4. https://www.stydiai.ru/gallery/korovin-konstantin/

Автор: Мучина А.В.

Смотрите также