«Наш верный спутник, наш собрат,
Дорожный выцветший плакат»
Приближается праздник 9 мая - День Победы! Пожалуй, нет в нашей стране праздника, пронзительнее и трогательнее. Это день памяти о тех, кто сделал все, для того, чтобы небо над нашими головами было мирным.
Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, непревзойденную и доныне.
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Все военные годы плакат был на передовой линии борьбы. Он снискал народное уважение и любовь, пользовался большой популярностью. Благодаря громадным тиражам, плакат проникал в города, села, в партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской Армии входил в освобождение города. Техника изображения позволяла быстро реагировать на события. Это не картина на холсте, которую нужно долго писать, при этом она останется в единственном экземпляре. Он легко воспринимался с большого расстояния, суть изображения сразу же бросалась в глаза. Выразительность плаката сделала его с первых дней войны одним из главных средств наглядной пропаганды и агитации.
Первый печатный плакат, призывающий дать бой фашизму, появился уже на третий день войны.
«Родина-мать зовет!»
Знаменитый плакат, созданный художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года - один из самых известных советских агитационных плакатов, число изданий и тиражи которого поражают воображение. Выразительный образ, точно найденный художником, лаконичный и ёмкий, производил на людей сильное воздействие. Этот плакат оказался настолько пронзительным и проникновенным, что стал подлинным шедевром, не утратив своей эмоциональности и сегодня. Общепризнанное мнение, что сравниться с этим плакатом по уровню воздействия на людей могла только песня А. В. Александрова «Священная война».
В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным условием перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов. Но, безусловно, главной доминантой стал сам образ Родины-матери и визуальный контакт этого образа со зрителем «глаза в глаза». Примечательно, что и сам образ матери, будучи собирательным, одновременно был для каждого и глубоко личным - в нём каждый на фронте, безусловно, видел своё, дорогое только ему одному лицо. Прообразом Родины-матери послужила жена художника - Тамара Теодоровна Тоидзе. Согласно воспоминаниям самого художника, услышав первое сообщение Совинформбюро 22 июня 1941 г. о нападении нацистской Германии на СССР, его супруга, с шумом распахнув дверь, вбежала к нему в мастерскую с криком полным отчаяния: «Война!». Художник, поражённый выражением красивого лица жены - сочетанием испуга, тревожного смятения, силой эмоции, сразу же сказал ей: «Стой так и не двигайся!» — и стал делать рисунок.
В атаку!
Это наиболее популярная тема плакатов времен Великой Отечественной войны. На плакатах часто изображалась военная техника, например, танк Т-34, 5-башенный танк Т-35, самолеты ИЛ-2 и ПО-2. Кроме того, на плакатах изображали известных русских полководцев и вождей революции.
За спиной Москва!
Битва за Москву — первое решающее сражение Великой Отечественной войны. Москва, будучи столицей СССР, имела стратегическое значение — от результата этого сражения зависел исход войны. Именно здесь закладывался фундамент для будущих решающих побед. Под Москвой загоралась заря победы над фашизмом, победы, путь к которой лежал через Сталинград и Курск, Кавказ и Карпаты, через Белоруссию и Польшу и закончился в Берлине.
Плакаты темы «За спиной Москва» появились в 1941 году в связи с тяжелой ситуацией на фронте. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу, готовые стоять насмерть, не делая ни шагу назад.
Карикатура
В первые недели войны раздавались голоса против всяких смешных, карикатурных изображений врага. Это-де легкомысленно, вредно, демобилизует. Военная обстановка требует совсем другого подхода: уместны только гневные, суровые плакатные образы, показывающие зверства захватчиков, призывающие к отпору, к мести, к уничтожению фашистов. А смеяться нечего.
Но советская сатира не пошла по этому пути. Ведь не смеется над врагом только тот, кто его боится. А Гитлеру не удалось запугать советский народ. Само собой разумеется, что гневные, патетические, призывные плакаты были в ту пору необходимы и играли огромную агитационную роль, но из этого совершенно не следовало, что надо было отменить смех.
Все для фронта, все для побед!
С первых дней войны жизнь в стране подчинилась законам военного времени. Близость врага потребовала принятия чрезвычайных мер. Победа в войне зависела от бесперебойного снабжения войск вооружением, боеприпасами, продовольствием. В тылу было очень важно поддержать порядок среди населения, призвать его к помощи фронту для скорейшего окончания войны.
Смерть детоубийцам!
Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. Война отобрала у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Именно они стали самыми легко уязвимыми жертвами захватчиков. Ведь согласно нацистской идеологии, убийство детей рассматривалось как часть «расовой борьбы». Советские солдаты пылали ненавистью к бесчеловечным врагам и мечтали о возмездии убийцам. И именно плакаты того времени призывали к спасению, защите, мщению.
На Запад!
Плакаты этой темы отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.
Победа!
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм – главная идея, объединяющая плакаты, третьего, победного этапа войны.
«Окна ТАСС»
«Окна ТАСС» - это Союз Художников, созданный 24 июня 1941 года. Именно этот союз создал большую часть агитационных плакатов Великой Отечественной войны. В их создании участвовали многие талантливые художники: П. Крылов Б. Пророков, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Кокорин, Л. Голованов, Ю. Непринцев, В. Климашев, Б. Ефимов - всего 125 художников-профессионалов. Борис Ефимович Ефимов, народный художник СССР, личный враг Гитлера, сотрудничал в журнале «Крокодил» и в газете «Труд», работал над плакатами и листовками. В 1943 году создал альбом сатирических «портретов» главарей фашистского рейха и назвал его «Гитлер и его свора».
Плакаты “Окон ТАСС” вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.
Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске “Окон ТАСС”, приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: “Как только будет взята Москва, все, кто работал в “Окнах ТАСС”, будут висеть на фонарных столбах”.
Кукрыниксы
Кукрыниксы – это наиболее известная группа художников, создавшая огромное количество сатирических плакатов. В эту группу входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. В годы Великой Отечественной войны для поднятия патриотических настроений коллектив создавал сатирические агитационные плакаты, на которых в карикатурной форме были остро подмечены черты и суть фашистского режима. Благодаря этим плакатам "Кукрыниксы" стали известны во всем мире, а сам Адольф Гитлер обещал расстрелять творческое трио после взятия Москвы.
Советские плакаты – явление в искусстве, масштабное и уникальное: изначально призванные агитировать и пропагандировать, они превратились в самодостаточные высокохудожественные произведения. Многие работы советских и российских плакатистов входят в собрания крупнейших музеев, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Российская государственная библиотека и другие.
Знакомясь с плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, мы фиксируем не только хронику важнейших событий войны; перед нами развертывается полная шкала настроений и переживаний советских людей, мы вместе с героями плакатов испытываем напряжение, боль, гнев, печаль и радость. Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.
Подготовила Инна Румянцева
Источники: