Феврония Николаевна МАЛГИНА родилась в 1888 году в селе Усть-Татта Таттинского улуса. Всего Феврония Николаевна родила 20 детей. К сожалению, из них выжили лишь семеро, две дочери и пять сыновей, которые погибнут, исполняя свой священный долг перед Родиной. Старший сын на фронтах Советско-финской, а остальные четверо сыновей на полях Второй мировой.
До конца своих дней Феврония Малгина надеялась на то, что хоть один из ее сыновей остался в живых. На долю женщины выпали тяжелые испытания. Первой потерей стала трагическая смерть мужа, охотника Малгина Егора Петровича. Затем грянула Великая Отечественная война – одного за другим наша героиня проводила на фронт четверых сыновей и двух зятьев.
В декабре 1941-го к ней пришло извещение о том, что ее старший сын Малгин Алексей Егорович, лучший охотник колхоза, пропал без вести. Следующим ударом стало известие о пропаже без вести в декабре 1941 года второго сына, Малгина Петра Егоровича. Младший сын, Малгин Василий Егорович, выпускник Якутской фельдшерско-акушерской школы, также пропал без вести в ноябре 1942 года. Пятый сын, Малгин Спиридон Егорович, выпускник Якутского сельскохозяйственного техникума, сражался в стрелковой дивизии заместителем командира роты, был тяжело ранен в одном из боев в марте 1943 года и умер в госпитале блокадного Ленинграда. Два зятя, вернувшиеся с войны инвалидами, также недолго прожили.
Вдове, матери-героине не на кого было положиться. Она самостоятельно рыбачила, охотилась, шила теплую одежду – рукавицы, шапки – для фронта. В 1969 году с помощью руководства района и общественности республики Феврония Николаевна посетила места, где сражались и погибли ее сыновья: города Старая Русса, Новгород, озеро Ильмень, Ленинград (Санкт-Петербург).
В Старую Руссу Феврония Николаевна поначалу ехать отказывалась, но её уговорили. Впервые в жизни летела на самолёте девять часов до Москвы, и ей понравилось, а поезд - нет. Не понравилось ей и вечно пасмурная погода: "Солнце-то у них где? Я по солнышку соскучилась". В Ленинграде побывала на Пискарёвском кладбище, где похоронен Спиридон, и Феврония Николаевна сразу сказала: "Здесь он. Я чувствую. Здесь мой сынок..." А про Алексея- старшего, Петра и Василия говорила: "Золой и пеплом они стали. Живые отозвались бы".
В Старой Руссе её назвали "Святая мать Победы". В Доме культуры огромный зал был полон людей, все они встали, как один, когда она вошла. По возвращении Февронии Николаевны вспоминала свои встречи с матерями погибших русских солдат, и хотя они не знали языков друг друга, но горе стирает границы.
Феврония Николаевна умерла в 1978 году, прожив 90 лет. Рядом с её могилой пять плит с именами Алексея I, Петра, Алексея II, Спиридона и Василия. А в Юрэх Тэрдэ сейчас музей-усадьба. Да и сенокосчики там каждое лето, когда сезон - то и охотники.
В 2005 году в Баяге открыли ей памятник. Как скульптор Афанасий Афанасьевич Романов, не зная Февронию Николаевну лично, так сумел ухватить и сходство. Она стоит на пригорке, а рядом - обелиск с именами всех погибших на войне баягинцев, включая её сыновей. А она стоит и смотрит вдаль, будто до сих пор ждёт, что они вернутся...
Источник: