Гиперактивность, СДВГ и активные дети
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
24.10.2023

Гиперактивность, СДВГ и активные дети[16+]

Просмотры: 1044

«Гиперактивность, СДВГ и активные дети» - лекция на такую тему прошла в SMART-библиотеке в рамках проекта «Библионяня. Лектор – Анна Жиркова, клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, специалист по юнгианской песочной терапии. В этой статье вы найдете тезисы прошедшей лекции, которые помогут вам больше узнать о СДВГ и помочь ребенку, если ему поставили этот синдром.

Что такое гиперактивность?

Это поведенческое расстройство, при котором ребенок проявляет избыточную активность и возбудимость. Гиперактивность чаще встречается у детей дошкольного и школьного возраста, реже у подростков. Часто сопровождается другими неврологическими жалобами: энурез, нарушения речи, нарушения сна и т.п.

Гиперактивность часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

В основе гиперактивности – гиперчувствительность нервной системы. Нарушения функций возбуждения и торможения.

Основные отличия активности и гиперактивности:

Продуктивность деятельности. Продуктивность – это способность человека эффективно и результативно выполнять задачи, достигать цели в конкретной области в определенный период.

Социальная адаптация. Социальная адаптация – приспособления личности к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейробиологическое расстройство, которое влияет на поведение, самоконтроль, мотивацию, двигательную активность, импульсивность, эмоции, способность направлять и поддерживать внимание, коммуникабельность, доступность для обучения и способ обработки информации мозгом.

Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но если оставить без внимания (лечения) ребенка или подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, то в будущем для ребенка это создаст значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что, в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. 

Начальные проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Такие дети чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (к искусственному свету, различным звукам, действиям мамы, связанным с уходом).

Частый громкий плач, нарушения сна, может отставать двигательное развитие (переворачивание, ползание, ходьба), отстает речевое развитие. Может наблюдаться двигательное беспокойство, хаотичность движений, моторная неловкость (неуклюжесть), позднее овладение сложными движениями (прыжками и др.)

Причины возникновения гиперактивности и СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) развивается при сочетании нейробиологических, психологических и социальных факторов. 

Нейробиологические факторы: патологическое течение беременности и генетические факторы; осложненные роды;  употребление беременной женщиной токсических веществ (спиртных напитков, никотина, наркотических веществ, опасных для плода лекарств); тяжелые инфекционные заболевания в перинатальном периоде и в первые месяцы и годы жизни; черепно-мозговые травмы;  обменные нарушения (пищевые факторы и несбалансированное питание).

Психологические факторы: стресс у матери, связанный с угрозой потери ребенка; пережитые операции и наркоз в раннем детстве.

Социальные факторы: ошибки воспитания (разность подходов в воспитании, непоследовательность требований, недостаток эмоционального тепла).

Нейропсихологические механизмы СДВГ.

В основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания.

Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. 

Дефицит внимания. Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок; с трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий; не слушает обращенную к нему речь; избегает дел, требующих длительного умственного напряжения; часто теряет свои вещи; легко отвлекается; проявляет забывчивость. В зависимости от типа личности они протестуют, устраивая истерики, или замыкаются в себе и молчат. Не могут самостоятельно организоваться. Гиперактивные дети не умеют планировать свои дела, все выполняют хаотично, в спешке, что часто приводит к проблемам с учебой, конфликтам с учителями и родителями.

Импульсивность. Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь. Не может дожидаться своей очереди. Мешает другим людям, перебивает их. Болтлив, несдержан в речи. Перепады настроения. Дети с СДВГ подвержены внезапным перепадам настроения. Они часто вспыльчивы и агрессивны, могут устроить истерику или больно ударить обидчика, не задумываясь о последствиях. При отсутствии лечения симптомы СДВГ у детей могут перерасти в асоциальное поведение, поэтому такие приступы агрессии нельзя оставлять без внимания.

Гиперактивность. Повышенная двигательная активность и беспокойство. Дети с СДВГ постоянно выполняют хаотичные движения: дергают руками и ногами, прыгают, скачут и бегают без цели, стучат по столу, ломают игрушки. Причем большую часть движений они сами даже не замечают. Громкая быстрая речь. Гиперактивность также может проявляться речевыми нарушениями. Ребенок разговаривает слишком громко и быстро, проглатывает окончания слов, перебивает других, теряет мысль и перескакивает с темы на тему. Отсутствие терпения. Нетерпеливость – один из характерных признаков патологии. Ребенок не может ждать и терпеть: если ему чего-то захочется, он сделает все, чтобы получить желаемое незамедлительно.

Диагностика СДВГ.

В зависимости от преобладающих симптомов в клинической практике выделяют 3 формы СДВГ:

·         Сочетанная (комбинированная) форма – имеются все три группы симптомов (50-75%);

·         СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20-30%);

·         СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (около 15%).

По форме течения:

Простая (невнимательность и гиперактивность);

Осложненная (головные боли, тики, заикание, нарушения сна и т.п..). Коморбидные (сопутствующие) расстройства при СДВГ.

Дошкольный возраст.

В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность.

Гиперактивность характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов.

Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения.

Импульсивность может сопровождаться бесшабашностью, в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих. Во время игр энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер.

Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.

Школьный возраст.

После поступления в школу проблемы детей с СДВГ нарастают. Требования к обучению таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить в полной мере.

Во время уроков не слышат учителя, им сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы и доведении ее до конца, забывают по ходу выполнения условия задания, плохо усваивают учебные материалы и не могут правильно их применять.

Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения работы, даже если располагают для этого всем необходимым, не обращают внимания на детали, проявляют забывчивость, не выполняют указаний педагога, плохо переключаются, когда условия задания меняются или дается новое.

Не могут самостоятельно справляться с выполнением уроков дома. По сравнению со сверстниками гораздо чаще наблюдаются трудности формирования навыков письма, чтения, счета, логического мышления.

Подростковый возраст.

В подростковом возрасте выраженные симптомы нарушений внимания и импульсивности продолжают наблюдаться не менее чем у 50-80% детей с СДВГ. При этом гиперактивность у подростков с СДВГ значительно уменьшается, сменяется суетливостью, чувством внутреннего беспокойства.

Для них характерны несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении выполнения поручений и особенно длительной по времени работы, с которыми зачастую они не в состоянии справиться без посторонней помощи.

Нередко ухудшается успеваемость в школе, так как они не могут эффективно спланировать свою работу и распределить ее по времени, откладывают со дня на день выполнение необходимых дел.

Психологическая коррекция СДВГ.

Режим дня: четко регулировать время приема пищи, прогулок, игр, домашних занятий, сна;

Комната, дом в минималистических тонах и оттенках, не возбуждающая ЦНС;

Мало игрушек, игрушки спокойные и из натуральных материалов;

Расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках и беге;

Отказ от ТВ и гаджетов;

Исключить или ограничить участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей;

Инструкции четко, ясно, кратко и наглядно. Не более 10 слов. Похвала быстрая (не менее 3 секунд).

Часть детей «перерастают» гиперактивность, в подростковом возрасте симптомы заболевания могут исчезнуть.


Статью подготовила: Федорова Дария Михайловна, ведущий бииблиотекарь

Смотрите также