Одним из самых заставляющих книг задумываться, сопереживать, оценивать свои поступки, сравнивая их с поступками героев книг и навечно остаться с ребенком – это книги Анатолия Приставкина.
В детстве мы не задумывались о судьбе автора, «уходя» в его книги, видели лишь судьбы мальчишек и девчонок. И лишь став взрослым поняли, что все герои, на которых мы хотели походить, все прошли через судьбу Анатолия Игнатьевича, военного детства со всеми «радостями». Благодаря его книгам выросло не одно поколение с твердым характером, с человечностью в душе и внутренним стержнем.
Что бы я рассказала о нем своим внукам и другим современным детям, для которого наши идеалы, наше мировоззрение того времени, сама наша жизнь как история? А судьба автора – самая настоящая история нашей эпохи. У Анатолия Приставкина, с самого детства она была не легкой.
Родился он 17 октября 1931 г. в Люберцы. Ему не было 10 лет, когда началась война. Отец на фронте, а мама умерла в самом начале войны. «Я всю войну бродяжил: побывал в Сибири, на Кавказе, сменяя десяток детских домов и колоний. Когда нечего было есть – воровал», – так вспоминал о своем детстве Анатолий Игнатьевич. Мало кому известно, что Анатолия Приставкина приговаривали к смерти. Его с приятелем проиграли в карты. Приятеля превратили в ледяную горку, а Анатолию удалось сбежать. Им было по 11 лет. С 12 лет он начал работать на консервном заводе. Но все равно Анатолий Приставкин считал детство самым счастливым периодом жизни – еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела. Воспитывался он на прекрасных фильмах – «Чапаев», «Котовский», «Салават Юлаев», «Щорс», читал А. Барто, К. Чуковского, а потом – Л. Пантелеева. Его удивительные «Часы» стали любимым произведением мальчишки. После войны стал писать стихи, которые потом опубликовали в газете. В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал рабочим – электриком, радистом, прибористом. После службы в армии поступил в Литературный институт имени А.М. Горького и закончил его в 1959 году.
В этом же году в журнале «Юность» № 6 был напечатан цикл рассказов «Военное детство». Все рассказы всколыхнули души читателей. Его герои – это они сами. Сюжеты – их военное детство, с трудностями, с горем, с болью.
Он не стал бы повторять тему детдомовцев и трагических обстоятельств войны, если бы не острое желание освободиться от наболевшего.
Всемирную славу автору в 1987 году принесла повесть «Ночевала тучка золотая».
Книга затрагивает трагедию целого народов – депортации чеченцев и ингушей во время войны в 1944 году. Эту повесть читают в школе, хотя она открывает те стороны жизни, которые от детей обычно скрывают. Детдом Анатолия Приставкина отнюдь не благостное заведение, какими сейчас представляют военные детские дома. Национальная ненависть, оказывается, тоже родилась не вчера, во время чеченской войны. Современные дети должны знать об этом. Так же, как и о том, что мир держится на доброте, любви и самопожертвовании. В своём произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей. Предназначена книга для детей среднего школьного возраста. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков. В мае 1990 года на экраны вышел одноимённый фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая» (Киностудия им. Горького, 1989 год, режиссёр Суламбек Мамилов).
Вслед за этим вышла не менее трагичная и страшная по своей обнаженной правде повесть «Кукушата или жалобная песнь для успокоения сердца». В 1990 году она была отмечена Общегерманской национальной премией по детской литературе. Книга эта правдивая история детей, чьи родители были уничтожены в годы репрессий – трагедия, коснувшаяся детей. Их жизнь в специальном режимном детдоме, в котором живут как подкидыши, ничем не отличается от лагерной зоны в ГУЛАГе. Они никому не нужны. Заброшенные, не знающие ни роду, ни племени, не зря же фамилии у них всех одна общая – Кукушкин(а). И эти оборванцы поднимают бунт, как взрослые заключенные в зонах, чтобы ценой своих не прожитых жизней отомстить за смерть своего товарища…
Обе повести писались «в стол», без особой надежды на публикацию. Анатолий Приставкин проводит мысль, что ответственность непосредственных виновников произвола не должна создавать у всех остальных сладостное чувство безгреховности. Русская нация не прошла покаяния за миллионы безвинно погибших душ и не дай Бог нашим 11-летним мальчишкам встать перед вопросом: «... Ведь чем-то сердце должно умиротвориться, если дальше жить нельзя, а жизнь ещё продолжается. Так кто мы? Какой национальности и веры? Кому мы должны платить за наши разбитые, разваленные, скомканные жизни?..». Чтобы ваш ребенок был Человеком, читайте с ним Приставкина.
Александра Назарова
Использованный материал интернет ресурсов: