Есть в литературе поэтический образ человека-звезды. Сколько таких, которые как звезды своим существованием освещают всё вокруг себя. И даже покинув нас, они продолжают светить нам сквозь пространство и время. Таким человеком-звездой была на нашем библиотечном небосводе Розалия Габидовна Кривцова.
Те, кто работал в 70-80-е годы прошлого столетия в Центральной городской библиотеке им. В.Г. Белинского, а затем и в столичной Централизованной библиотечной системе, могут подтвердить, что это имя говорило о многом. Не потому, что она была заведующей научно-методическим отделом, а позднее — заместителем директора ЦБС по научно-методической работе, а просто потому, что в ней была какая-то магия, олицетворение собирательного образа библиотекаря, того исчезнувшего ныне типажа подвижника, что по классическому определению Н.К. Крупской называлось «ДУША ДЕЛА». По своей внешней и душевной притягательности, темпераменту, преданности делу, которому служишь, созданию удивительной атмосферы пространства они — директор Лидия Ивановна Хаенко и ее заместитель Розалия Габидовна Кривцова, составляли гармоничный тандем, которым мы, молодые специалисты, исподволь гордились и восхищались — настолько они были профессиональны, харизматичны, человечны и женственны.
Я думаю, что не одинока в том, что по прошествии времени могу назвать ее своим УЧИТЕЛЕМ и Наставником. Я, молоденькая неопытная, вчерашняя городская школьница, а затем и выпускница Восточно–сибирского государственного института культуры (ныне Академия) Галя Иванова (тогда), а ныне помудревшая с возрастом, опытная и профессионально заматеревшая Галина Платоновна, понимаю сквозь призму времени, что мне повезло на старте своей профессиональной жизни иметь такого учителя и наставника как Розалия Габидовна Кривцова. Когда после ВУЗа приходишь в коллектив, и ты не знаешь ни производственных отношений, не имеешь опыта работы, нет знаний психологии межличностных связей, не понимаешь ни компромиссов, ни гибкости, а свято веришь в сумму полученных теоретических знаний, тебе навряд ли скажут: вот твой учитель, наставник, он будет тебя опекать, помогать советами, по всем проблемам и трудностям, обращайся к нему. Нет, нас явно не опекали, поблажек нам не давали, держали за равных, но всё же мы чувствовали, что за нами наблюдают: чего ты стоишь, что из тебя получится, есть ли у тебя потенциал. Это нас обязывало доказывать каждодневно, что ты профессионал и не случаен в профессии. Три года набиваешь шишки, методом проб и ошибок познаешь подводные рифы профессии. И незримо, а иногда и вполне зримо, они всегда были рядом с нами. Насчёт зримости хочу вспомнить мои первые шаги в клубной библиотечной работе. Через два года была вызвана на душевный разговор к Розалии Габидовне, и она предложила мне более углублённо и планово работать с юношеством по определенному направлению, к примеру, по профориентации старшеклассников. В те годы это было актуальное и перспективное направление работы с юношеством. Рекомендовала не ограничиваться только выставками, беседами и обзорами, а также вести каждодневный учет книговыдачи по этому направлению, а в индивидуальной работе применять такие формы как: рекомендации, индивидуальные планы чтения, рекомендательные списки. Я подумала, что с таким объемом каждодневной работы я справлюсь. Но затем, Розалия Габидовна предложила то, от чего я пришла в смятение — вести раз в месяц Клуб интересных встреч (КИВ) с представителями различных профессий. Немножко было страшновато, ведь я все еще чувствовала себя внутри учеником. Да и в ЦГБ тогда не было никаких клубов по интересам, не было аналогов. То, что вести занятия клуба нужно было в последний понедельник месяца (т.к. по понедельникам в библиотеке был выходной, а значит и мой личный выходной) меня не смущало. Но не было НИКАКОГО опыта создания клубной атмосферы, раскованной манеры держаться, без робости, свободно общаться с приглашенными специалистами, готовить интересные вопросы, находить «изюминки». И вот тогда, видя мои колебания, Розалия Габидовна сказала: я буду тебе помогать, буду присутствовать на занятиях тихо, незаметно, в самом конце зала, но знай, что я всегда могу прийти на помощь в затруднительной ситуации. Я — рядом. Буду помогать тебе в поисках людей разных профессий среди своих знакомых. Это меня не только успокоило, но и вдохновило. Я даже сама придумала вести две картотеки: в одной — информационной —расписывала художественные и научно-популярные книги, в которых главные герои — незаурядные люди разных профессий, во второй картотеке — читательской — регистрировала читателей, которые по моей рекомендации стали читать книги о различных профессиях. Это была картотека наблюдений. Придумала и сама оформила плакат (нас учили этому в институте) о клубе, режиме его работы и о подаче заявок на профессию, о которой хотят узнать на занятиях в клубе. Так что Розалия Габидовна тогда, в те далекие 70- е годы, посеяла семена, которые дали хорошие всходы в 21 веке. И именно мне суждено было стать идейным вдохновителем, организатором и бессменным ведущим знаменитой досуговой деятельности в «Белинке» в форме «Клубов выходного дня». Они стали популярны у горожан (я до сих пор встречаю некоторых завсегдатаев наших клубов, они вспоминают эти мероприятия добрым словом). Лучшей наградой для УЧИТЕЛЯ не только воспитание Ученика, но продолжение им, учеником, дела, которому научил учитель.
Не могу не упомянуть о знаменитых ежегодных «Днях книги», которые проводились ежегодно со второй половины 70-х годов совместно с Городским обществом книголюбов. Книги в те годы были в большом уважении и почете. Что мы только не придумывали. Это с легкой руки Розалии Габидовны было организовано такое партнерство, ведь она сама была страстным книголюбом и стояла у истоков создания секции миниатюрных книг «Кырачан». Кстати, «заразила» наших работников коллекционировать малоформатки. Тамара Захарова, Ольга Козина, Ия Никитина, переплетчик Василий Николаевич Андреев, да и я тоже примкнули к славному племени миниатюристов. Уже не работая, она устраивала в наших библиотеках выставки миниатюрных изданий, активно выступала перед школьниками с беседами об искусстве книжных миниатюр. И даже некоторые из нас: Ия Никитина и Василий Андреев пошли дальше нашего УЧИТЕЛЯ — сами стали делать миниатюрные книги. Помню подготовленную краеведческим отделом выставку малоформатных книг в ЦГБ с поэтическим названием «Книги мои любимые — в шелковых сарафанах, в ситцевых переплетах, в коже и коленкоре», это были книжки, которые сделал сам и переплел в ситец наш мастер переплета Василий Андреев. А редактор Ия Васильевна томик стихов Пушкина сделала с кожаным переплетом и на кожаной обложке вручную вышила портрет Пушкина. Эта книжка также была экспонатом выставки об А.С. Пушкине. И.В. Никитина подготовила к типографскому изданию малоформатный поэтический сборник о хомусе «Дивным голосом хомуса». Вот вам и пример крылатого выражения «Учитель, воспитай ученика!» — семена, упавшие на благодатную творческую почву «Белинки» проросли и дали вот такие замечательные всходы.
Еще я думаю, что все же хорошо, когда есть та сакраментальная «жилетка», в которую можно выплакаться, не стесняясь своей слабости. Могу теперь сказать, что такой «жилеткой» для меня и была Розалия Габидовна, у которой в кабинете размазывая макияж, я плакала и занималась самобичеванием в своей профессиональной «никчемности». Она слушала молча, внимательно и при этом деловито разматывала бинт, который всегда был под рукой в ящике рабочего стола, чтобы вместо носового платочка стереть с лица следы бурных переживаний. Вот этот бинт и возможность поплакать остались в памяти навсегда. Розалия Габидовна была серьезной, строгой, но никогда не ругала сотрудников.
Вспоминается другой эпизод начального периода моей работы. Со столпами нашей библиотеки (Жиркова Г.М., заведующая библиографическим отделом и Конакова Т.П., заведующая читальным залом) я выступала в школе и свой текст — объемом в школьную тетрадку — я прочитала, не поднимая глаз на аудиторию. Конечно, я слышала шум в классе, но это меня это как-то мало волновало, главное, что текст хороший, политически грамотный, читала с выражением. После мероприятия на меня нажаловались мои коллеги: был шум в аудитории, не держала внимания слушателей, читала «по бумажке» (надо отметить, что это было мое первое публичное выступление спустя три недели, как я поступила на работу). Была вызвана на ковер в дирекцию. Сначала были расспросы: ну как первый выход на аудиторию? как воспринимали меня? какой у меня был текст? (проверили его) и т.п. Отвечала уверенно, что не очень и волновалась — ведь рядом были коллеги, что в классе было шумно, объяснила тем, что, вероятно, моя тема была неинтересна — «Дружба народов в поэзии советских поэтов», но зато уложилась по времени за 15 минут. (да, «первый блин комом»). И от Розалии Габидовны мне был дан один совет на всю мою последующую профессиональную жизнь: никогда не читать по бумажке! — это проявление неуважения к аудитории и к себе. Для начала надо учить текст наизусть заранее, а не накануне, обкатывать его, пробовать на слух. И это впоследствии стало моим стилем в публичных выступлениях: профессиональных (для коллег) и публичных для читательской аудитории. Еще один совет от Розалии Габидовны: о чем бы я не говорила, я должна говорить через призму книг или статейного материала, я–ретранслятор, я–проводник, я–интерпретатор авторской мысли. Я должна следить за литературной критикой, за развитием литературного процесса. И это тоже осталось со мной на всю мою профессиональную жизнь.
Она была светлым человеком, солнечным. Когда она входила в библиотеку с улыбкой, с искрящимися голубыми глазами и стремительной походкой, становилось радостно на душе. Мне казалось, что слова детской песенки «От улыбки станет всем светлей» — это о ней. Действительно, становилось светлей и радостней. Она заразительно смеялась и очень любила шутить. Она не скрывала своих симпатий (не путать с любимчиками!) и звала нас с Калькариной Георгиевной, Калечка и Галечка (но не при всех). Сейчас очень жалею, что, сохраняя о ней благодарную память не показывала это… Почему??? Надо не стесняться и не сдерживать «души прекрасные порывы», говорить и как-то выражать их. И тут я хочу высказать свой респект моей коллеге и однокурснице Калькарине Георгиевне Карадчиной. Если я хранила в душе благодарность, любовь, уважение к Розалии Габидовне, то благодарность любовь и уважение Калькарины Георгиевны (Калечки) была действенна, это была потребность ее души, сердца. Она до последнего не теряла связи: помнила о ее Дне рождения, поздравляла с Днем библиотек, с Днем пожилого человека, звонила, справлялась о здоровье, навещала дома и проводила в последний путь. Знаю, что делала это не по должности как директор, а как благодарный ученик, как ее преемник на посту замдиректора, да и просто как человек. Думаю, что в каждой библиотеке нашей славной ЦБС есть такие люди, которые оставили свой след и добрую память о себе. Надо помнить о них. Розалия Габидовна, мы помним о Вас. Вы — в нашей памяти и в сердце. Свет Вашей звезды все еще согревает нас покуда мы есть.
Галина Иванова,
ведущий библиотекарь
Зала семейного чтения им. А.П. Гайдара
Справка:
Кривцова Розалия Габидовна — Отличник культуры СССР, ветеран тыла и труда. Родилась 4 ноября 1927 г. в г. Якутске ЯАCCP. Окончила Якутскую республиканскую культурно-просветительную школу (1959). Трудовую деятельность начала в 1959 г. библиотекарем городской детской библиотеки. В 1962 г. назначена заведующей абонементом, с 1967 по 1972 г. работает заведующей городской детской библиотекой им. А.П. Гайдара. С 1972 г. — заведующая методическим отделом в ЦГБ им. В.Г. Белинского, с 1978 по 1981 г. — заместитель директора ЯЦБС. Принимала активное участие в организации централизованной системы в г. Якутске. Как наставник с большой ответственностью обучала молодых библиотекарей, делясь с ними своим многолетним опытом. Награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР.