Наставник... как много в этом слове
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Наставник... как много в этом слове
Статья
29.12.2023

Наставник... как много в этом слове[16+]

Просмотры: 440

Не скрою, когда узнала, что в библиотеке-филиале №16 «Зал семейного чтения им. А.П. Гайдара» об учителях и наставниках пишет цикл статей бывший заместитель директора по инновационно-методической работе Галина Платоновна Иванова, то попросила перечислить, кто вошел в цикл. Галина Платоновна сказала, что замечательных людей гораздо больше, но время, сбор материалов, обзвоны – времязатратная работа. И есть чувство личной вины, что не обо всех достойных написала.
«А кто пишет о тебе?» – поинтересовалась я. «Никто», – был емкий ответ. Признаюсь, что ночь не спала, все равно думала: «Как же так? Это неправильно, несправедливо.... Ведь без Галины Платоновны невозможно представить ни «Белинку», ни нашу ЦБС. Самый титулованный сотрудник.
И я приняла решение, что сама ничего писать не буду, хотя нас связывают 50 лет совместной работы, а обращусь к нескольким людям. Вот им и слово.

Калькарина Георгиевна Карадчина,
директор ЯЦБС (2000–2018 гг.),
ветеран библиотечной работы

 
Мой наставник – библиотекарь с большой буквы!

«Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. 
Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные 
это хорошо понимают и делают все,чтобы их начинания имели развитие, 
чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое».
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин

Не у каждого специалиста есть наставнический потенциал.
Наставник – это профессионал, который: создает творческую среду для раскрытия потенциала молодого специалиста, содействует развитию и применению таланта молодого специалиста, вдохновляет и мотивирует, поддерживает на пути профессиональной реализации.
Есть наставники, которых официально закрепляют за молодым сотрудником. Но есть такие, которые специально этим не занимаются, становятся невольным учителем для специалиста. Я думаю, что они появляются тогда, когда есть потребность друг в друге, когда есть невидимое духовное единение. Для меня таким наставником является Галина Платоновна Иванова.

Галина Платоновна – библиотекарь-новатор. Благодаря ее авторским инновационным проектам Якутская ЦБС приобретала большой импульс к развитию. Она обладает широтой взглядов и мышления, является носителем знаний и опыта в своей сфере, охотно ими делится. Работая рядом с таким профессионалом, я многому научилась.
Все сотрудники получали на интересующие их вопросы исчерпывающий, логически выстроенный ответ и советы по внедрению их идей в жизнь из уст мастера своего дела, эрудированного и любящего грамотную речь человека; который блестяще организовывал и проводил на практике крупные мероприятия, встречи, заседания клубов.
Наш наставник – эксперт в области деловой коммуникации, знающий все тонкости организации встреч с политиками, министрами, учеными, философами, деятелями культуры, библиотечного дела России, иностранными делегациями, в том числе с дипломатом из Японии. Благодаря таким моментам мы учились слаженно работать в команде, я даже оттачивала свои знания по иностранным языкам.

Клубная деятельность библиотек как форма работы с читателем считается высшим пилотажем в овладении профессией. Ее стиль ведения заседаний клубов я использую в своей работе, например, получать обратную связь. Как говорила Галина Платоновна: «Получать благодарные отзывы – это то, ради чего мы работаем». А кулуарные разговоры после занятий свидетельствовали о том, что заседание клуба состоялось. И мы, библиотекари, исподволь у нее учились, ею вдохновлялись. Сейчас понимаю, что Галина Платоновна вела индивидуальное и коллективное наставничество, всегда готова была пожертвовать своим временем и инвестировать в развитие не только коллег, но и целых коллективов библиотек филиалов.

Галина Платоновна сама всегда стремилась к личностному и профессиональному росту. Зачастую находясь в отпуске, она никогда не пропускала крупные библиотечные форумы страны. Благодаря этому мы всегда были в курсе нововведений, и наша ЦБС даже опережала по определенным направлениям работы. Многие библиотекари невольно были вовлечены в этот интерес и, находясь в отпуске, стали посещать библиотеки и привозить новые, интересные идеи. Такая традиция в дальнейшем вылилась в создание рубрики «Из дальних странствий возвратясь…», используемая на осенних семинарах ЦБС. Вплотную с Галиной Платоновной я начала работать в 1990-е гг., когда по ее инициативе в Центральной городской библиотеке им. В.Г. Белинского впервые был открыт краеведческий отдел. Заведовала отделом Ия Васильевна Никитина. Будучи зам. директора по инновационно-методической работе, Галина Платоновна всегда поддерживала наши проекты, идеи и предложения и вносила очень нужные коррективы.

С января 2001 г. по май 2013 г. я проработала методистом в ИМО. Это было время больших перемен в нашей библиотечной системе. Единая методическая служба под руководством Г.П. Ивановой готовила библиотеки Якутской ЦБС к новым условиям, чтобы сделать их современными, когда старые подходы оказались неэффективными перед новым вызовом времени. Инновационные процессы начались у нас вплотную с 2000 г., когда была предусмотрена новая штатная единица и начали работать и методист-социолог, и специалист по PR и рекламе, и специалист по редакционно-издательскому делу, а также методист по информационным технологиям. XXI век начался без раскачки, появились новые ценности, новые смыслы, новые идеологии, новые каналы коммуникации. Появились они и в нашей консервативной библиотечной сфере. Методическая служба занималась решением таких проблем, как адаптация к изменениям, стратегическое планирование и управление персоналом, создание культурно-информационной среды в городе, процессы проектирования и программирования деятельности и т.д.

Мне было очень трудно начать работу, так как подобного опыта деятельности по связям с общественностью в библиотеках г. Якутска да и всей Якутии не было. Я нашла спонсоров и поступила на учебу (3-х месячные курсы) в ЯГУ «Теория и практика массовых коммуникаций». Учились и мои коллеги, начиная с 2002 г. и далее ежегодно – они проходили курсы повышения квалификации в ЯРИДПО по предметам: этика и психология делового общения, фирменный стиль, социология, основы PR, корпоративная культура, основы рекламной деятельности, коммуникационный менеджмент.

Учеба дала такие формы работы, о которых мы даже не подозревали, и мы замахнулись на совсем не библиотечные форматы работы, наполняя их библиотечным содержанием.
Перечислю некоторые из них:
– семинары, тренинги по планированию рекламной и PR деятельности в филиалах, «Корпоративная культура в библиотеке»;
– разработка и внедрение событийной коммуникации: специальных мероприятий – ежегодная городская ярмарка «Читай- город!», дни открытых дверей для горожан, «Виват, библиотека!» ко Дню библиотек, проект «Летняя библиотека под зонтиком», «Библионочь в Белинке», «Праздник читательских удовольствий»;
– PR и рекламное сопровождение крупных мероприятий, проектов;
– учреждение ежегодной премии «Душа дела» им. Л.И. Хаенко, которая явилась большим стимулом в формировании ценностей корпоративной культуры;
– внедрение законов мерчендайзинга в работе с фондами;
– сетевой конкурс буктрейлеров «Книга в кадре»;
– смотр-конкурс «Библиообраз: новая визуализация» в 2007–2009 гг. с целью улучшения интерьеров, дизайна, содержания работы библиотек ЯЦБС, который явился проявлением организационной культуры и носил в себе коммуникативную функцию. Эти невербальные сообщения определяли корпоративный дух. Конкурс стал завершающим этапом в формировании фирменного стиля в 18 библиотеках-филиалах города;
– внутренний PR: работа с персоналом. Выработаны основные составляющие корпоративной культуры: библиотеки ЯЦБС обрели свой гимн, флаг, девиз, премию «Душа дела», эмблему, фирменные цвета, фирменный голос, традиции и в коллективе, и для читателей, свою газету «Белинка+» и т.д.;
– сетевой экскурсионный проект «Библиотека и ее окрестности» сыграл свою роль в формировании и поддержании положительного имиджа библиотек в обществе.

Наш опыт работы по PR и рекламе вызывал живой интерес у коллег из республики и были проведены:
– зональный семинар для директоров ЦБС РС(Я) «Корпоративная культура в библиотеке»;
– республиканский семинар для директоров и методистов ЦБС РС(Я) «Библиообраз: новая визуализация». В течение двух дней были организованы открытая трибуна «Визуальная культура библиотек», круглый стол «Новая визуализация – новая библиотечная реальность», тренинг «Моделирование библиотечного пространства», экскурсии по библиотекам – лауреатам конкурса «Библиообраз», пресс-конференция.

На базе Якутской ЦБС были организованы производственные практики студентов кафедры рекламы и PR СВФУ им.М.К.Аммосова, студенты этой кафедры выполняли курсовые, дипломные работы по специфике коммуникационной деятельности, корпоративной культуре библиотек ЯЦБС.
С 2004 г. ежегодно принимали активное участие в межрегиональных НПК по проблемам формирования социально-экономического имиджа РС(Я), по проблемам общественных коммуникаций, выступая с докладами об опыте работы ЯЦБС. В мае 2008 г. были награждены грамотой VII республиканского конкурса научных работ в области библиотековедения за проект «Инновационные процессы в ЯЦБС в контексте требований новой визуализации библиотечного пространства», также за эти инновационные направления работы ЦГБ им. В.Г. Белинского получила премию Президента Республики Саха (Якутия) им. И.И. Крафта.

Вот такие верстовые столбы считаю необходимым выделить в деятельности инновационно-методического отдела. Я горжусь тем, что мне посчастливилось работать в команде таких профессионалов, как Галина Платоновна Иванова, Татьяна Альвиновна Тарасова, Лидия Леонидовна Абрамчук, Ия Васильевна Никитина, Оксана Власьевна Лазарева, Наталья Владимировна Николаева.

Эти примеры подтверждают слова К.Д. Ушинского: «Наставник прежде всего несет духовную составляющую своему подопечному». Работа в инновационно-методическом отделе была очень интересной и насыщенной. К тому же я постоянно училась у своих коллег, особенно у Галины Платоновны. Она – настоящий профессионал своего дела, настоящий играющий тренер, фанатически любящий свою профессию. Это очень хорошо, что в нашей жизни есть такие люди, про которых можно с гордостью сказать: «Это мой наставник!»

Екатерина Дмитриевна Волкова,
библиотекарь библиотеки-филиала №21 «Созвездие»,
отличник культуры РС(Я)

«Великий учитель вдохновляет»
Уильям Артур Ворд

Свой жизненный путь каждый из нас выбирает сам и делает это по-разному: кто-то идет методом проб и ошибок «мое» иль не «мое», кто-то ищет полезные советы в книгах.
Я, конечно, любила читать, ходить в библиотеку, но никогда не думала о профессии библиотекаря. Жизнь непредсказуема и что ждет за поворотом? Судьбе – не известно!
Как говорил Стив Джобс, сделай шаг, и дорога появится сама собой. И сделан шаг, и выбор сделан.

Так началась моя профессиональная библиотечная деятельность, где впервые судьба свела с замечательным человеком, моим наставником – обаятельной, стильной, интеллигентной, начитанной, с большим опытом и багажом знания человеком – Галиной Платоновной Ивановой. Она стала главной поддержкой в моей профессии, которую я полюбила всем сердцем. Начиная работать библиотекарем, понимаешь, какая ответственность перед читателями, перед самим собой, когда нет профессионального образования. 

С чего началась моя работа с ней? С доверительного диалога, когда чувствуешь себя понятым и принятым. Зарождается доверие к своему наставнику. И часто, оказавшись на перепутье, перед трудным жизненным выбором думаешь, как важна поддержка мудрого человека-наставника, когда есть у кого попросить совета. Помощь наставника не в назиданиях и прямых указаниях. «Наставник учит ловить рыбу, а не кормит Вас», – так гласит китайская пословица. 

Своей добротой и искренностью, она дала мне понимание того, что самое главное в этой профессии – любить свою дело. Я горжусь тем, что именно Галина Платоновна оказалась моим наставником. Она на своем примере показала мне, как надо работать, как ответственно и творчески относиться к своей профессиональной деятельности, вселила в меня веру в мои силы. Вдохновляла, поднимала мою самооценку. Результативность в работе достигалась благодаря совместной работе наставника и ученика. Как говорил Генри Форд – собраться вместе есть начало, держаться вместе есть прогресс, работать вместе есть успех. Творческий багаж, привозимый ею с командировок, мы, библиотекари, использовали с большим удовольствием. А от семинаров, проводимых методическим отделом, заведующим которого являлась Галина Платоновна, мы получали мощный эмоциональный заряд, характеризующийся повышенной самоотдачей в работе. Я просто восхищалась тем, как работал мой наставник. С ней всегда было интересно, она сама активность, дающая заряд энергии, силу энтузиазма, веру в свой успех. Она заслужила признание, прежде всего, своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться и совершенствоваться. Благодаря своему наставнику я с гордостью могу сказать, что профессия библиотекарь – самая важная на свете!

Винокурова Ольга Семеновна,
ведущий библиотекарь
модельной библиотеки-филиала №13 «Библиополе»,
отличник культуры РС(Я)

Наставник – это человек, который достиг
успеха в своей профессиональной деятельности
и готов раскрыть свои секреты другим людям.

Библиотекарь – профессия наставляющая, помогающая, рекомендующая. За 40 лет работы в библиотечной сфере мне посчастливилось работать со многими интересными людьми. Буквально от каждого из них получала нужное, полезное для себя. 

После института я попала в одну из крупных ЦБС нашей республики – в Нюрбинскую ЦБС. Заведующей детским отделом районной библиотеки работала Римма Акимовна Чусовская. Она учила меня самому главному в нашей работе – науке общения с читателями, с коллегами, с партнерами. Главное кредо детского библиотекаря, говорила она, любить, уважать юных читателей, добиться, чтобы каждый читатель получал ответы на свои запросы и вопросы. Многочисленные визиты в школы, выезды в лагеря отдыха, в филиалы, в различные учреждения с Риммой Акимовной помогли мне впоследствии вести деловые разговоры, научили умению убеждать, привлекать к совместной работе.
В 2006 г. в моей профессиональной деятельности началась новая веха. Я начала работать в самой крупной ЦБС – в Якутской. С первых дней моим Наставником стала Галина Платоновна Иванова – заместитель директора ЦБС. В ее лице я впервые встретила настоящего фаната книги, библиотеки, чтения. В течение 10 лет каждый день я видела, слушала, как Галина Платоновна проводит свой рабочий день. А рабочий день у нее всегда был очень насыщенный. Это – плановые совещания с руководителями структурных подразделений ЦБС, ЦГБ, с методсоветом, многочисленные консультации библиотекарей, выезды в филиалы. Думаю, что благодаря такой систематической работе, контроле с ее стороны, вся работа ЦБС шла без авралов, планомерно и целенаправленно. Меня удивляло то, что в Галине Платоновне наряду с креативностью гармонично присутствовало глубокое знание и соблюдение традиций старейшей библиотеки республики – библиотеки имени В.Г. Белинского. Отличная память, любовь и преданность к своей «фирме» позволяли Галине Платоновне в любой момент восстановить картины из истории Белинки, а с каким воодушевлением и уважением она вспоминала о каждом ее сотруднике! Как истинный патриот, она провела огромную работу по якутсковедению. Благодаря Галине Платоновне я включилась в работу по составлению детской энциклопедии «Якутск от А до Я». С большой теплотой вспоминаю моих коллег – детских библиотекарей, чьими стараниями мы продвигали такие интересные проекты, как «Театр книги», «Чтение вслух одной книги» («Священный Ильмень» С.Васильева), организовывали клубные занятия. Руководителем, вдохновителем всегда рядом стояла Галина Платоновна. 

В этой маленькой статье всего не напишешь, но я уверенно говорю, что Галина Платоновна является моим наставником не только как руководитель и организатор библиотечной работы ЦБС, но и как личность, личность читающая, пишущая, творческая, внимательная. В наши дни рождения Галина Платоновна приходила раньше всех или накануне оставалась после всех, чтоб утром именинник обнаружил букет цветов и открытку с теплыми словами на своем столе. Спасибо большое, мой Наставник!

Наталья Владимировна Николаева,
методист Якутской ЦБС (2006–2016 гг.),
отличник культуры РС(Я).

Смотрите также