Учила, но не поучала: Тетерина Валентина Корниловна
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Учила, но не поучала: Тетерина Валентина Корниловна
Статья
07.12.2023

Учила, но не поучала: Тетерина Валентина Корниловна[16+]

Просмотры: 437

Современная история Якутской централизованной библиотечной системы – это целый пласт нашей жизни. Период больших преобразований не только в организационной, управленческой сфере, но и – главное – в перестройке профессионального сознания, мышления. Практически последняя четверть ХХ века прошла под знаком этой перестройки в библиотечной сфере нашей страны. Работая над циклом «Учитель, перед именем твоим…», обратилась к – архивным уже – подшивкам нашей корпоративной газеты «Белинка +», предполагая найти там что-нибудь интересное и важное по теме. И мне повезло! В августовском номере пятнадцатилетней давности (2008 год) я нашла премьеру рубрики «30 лет вместе. Учителя». Открывалась новая рубрика такими словами: «Сколько славных имен, сколько незаурядных личностей, сколько самоотверженных биографий вместились в этот временной отрезок времени». Это те, кто стоял у истоков централизации. Газета предлагала поделиться своими воспоминаниями, размышлениями о тех людях, которые были первопроходцами. Руководство ЦБС считало это очень важным и нужным делом – сохранить историческую память, беречь ее, передавать следующим поколениям и гордиться своей историей. Рубрику предварял эпиграф: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся!». Первая публикация была посвящена Валентине Корниловне Тетериной, которая к тому времени как раз только ушла на пенсию.

Сегодня мало кто помнит, что эта библиотека – маленькое деревянное здание на углу улиц Дежнева и Красноярова – построена специально под молодого, задорного, делового библиотечного специалиста Валю Тетерину, уроженку Усть-Майского района, которая и жила на берегу Заложного озера, и район этот знала, и сделала свою новенькую библиотеку культурным центром притяжения для охочих до чтения жителей этого района. Она была умелым руководителем, не пасовала перед постоянно возникающими хозяйственными проблемами. А ведь перед ее библиотекой ставились важные задачи собственно библиотечной работы, особенно когда централизовались. Можно сказать, что вместе с Сайсарской библиотекой это были две опорные массовые библиотеки города. А позднее приходилось вести большую работу по специализации, которую ей определила ЦГБ (ныне Краеведческая библиотека-филиал №1 имени В.Г. Белинского). И коллектив был небольшой и дружный (около 10 человек). Практически библиотекари были молодые и их надо было профессионально натаскивать, многие были выпускниками ЯРКПУ, были и непрофильные специалисты с педагогическим дипломом. Ко всем она находила подход, никогда не жаловалась на своих подопечных, не сетовала, что ей направляют на вакансии не очень хороших специалистов. Брала и тех, кто после школы приходил, им было особое внимание – помочь им полюбить нашу профессию. Когда мы познакомились поближе, то мне казалось, что она чересчур любит свою работу, не смотрела на часы, не бежала стремглав домой, где ждали сын и муж. Готовясь к большому мероприятию вместе с коллективом украшала зал, передвигала мебель. Это я позже узнала, что такой стиль работы имеют почти все руководители филиалов. У нее был сильный характер, и она все защитные функции брала на себя. Я не видела ее слабой, плачущей («но слез моих не видно никому» – это про нее). А вот для меня она была не раз той «жилеткой», в которую можно выплакаться и выпустить пар. Она умела слушать, не перебивая. Любовь к профессии, любовь к читателям, любовь к работе, любовь к своим работникам, святая любовь к книге – ооо… в этом смысле она была любвеобильна. Я подметила и взяла на заметку ее любовь к творчеству. Ей было скучно делать что-то по трафарету. Конечно, можно сделать и провести все как надо, но не греет, не задевает, нет радости… Она всегда по ходу подготовки вслух предлагала своей команде: «А если сделать так? А если так вот неожиданно начать? А если вот книги на выставке о войне положить на драпировку военной плащ-палатки? Положить военные каску и флягу?» Она не настаивала, не давила на библиотекарей, а вовлекала их в процесс фантазирования, и они загорались. Вот такой был ее метод научения – подходить творчески. Этот дух творческого подхода каким-то непостижимым образом витал в библиотеке, когда она уже не работала. По каким-то делам я зашла в их библиотеку, шел Год качества фондов в нашей ЦБС. Одной из задач этого Года было продвижение забытых хороших книг, которые несколько лет не читают. Выходя из читального зала я увидела рядом с дверным проемом детскую книгу, стоящую на подвесной подставке. Ей приделали ручки, протянутые вперед, и надпись: «Возьми меня почитать. Я соскучилась» (и я подумала, что Валентина Корниловна не работает, а дух ее незримо присутствует). От нее же и осталось какое-то бережное отношение к бабушкам-пенсионеркам своего Автодорожного округа.

Она не поучала, она учила свою команду просто любить то, что делаешь. Такие учителя, как и первая школьная учительница, остаются в благодарной памяти навсегда.

Статью подготовил(-а): Иванова Галина Платоновна, ветеран библиотечного дела.

Смотрите также