Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов(саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термином «олонхо» обозначают как эпическую традицию в целом, так и отдельные сказания. Поэмы, длина которых в среднем составляет 10000-15000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Путём контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» - наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36000 тысяч стихотворных строк.
В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Этот статус присуждается явлениям культуры выдающейся ценности, которые основаны исключительно на народных традициях. Добиться присвоения престижного статуса, так называемого международного знака отличия, довольно трудно. Каждый соискатель проходит тщательный отбор.
Олонхо – это якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объем их различен – 10-15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями – олонхосутами, среди которых наиболее известны Т.В.Захаров – Чээбий (умер в 1931г.), Н.А.Абрамов – Кынат (умер в 1941г.), Д.М.Говоров (умер в 1943г.) и др. Возникшие в глубокой древности сказания олонхо отражают черты патриархально – родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя – богатыря «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллустуур» и др. в основе сюжетов – борьба богатырей из племени Айыы айма5а со злыми однорукими или одноногими чудовищами абаасы или адьарай, защита справедливости и мирной жизни. Для олонхо характерны фантастика и гиперболы в изображении богатырей в сочетании с реалистичными описаниями быта, многочисленные мифы древнейшего происхождения. Стих олонхо аллитерационный. Размер стих свободный, количество слогов в строке колеблется от 6-7 до 18. Олонхо широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными. До Великой отечественной войны сказителей олонхосутов было около 400, однако стремительная урбанизация региона и изменения в языке привели к почти полному забвению этого народного жанра. Действие в олонхо происходит в трёх мирах – Верхнем (якут. Уеьээ Дойду), Среднем (якут.Орто Дойду) и Нижнем (якут.Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас – Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. По оценкам историков, «возраст» олонхо превышает 1200 лет. Эпос состоит из множества больших сказаний. Каждое сказание называется по имени главного героя, которому посвящена глава.
Основная тема олонхо – это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся её первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях – первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя «Эр со5отох» (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх – буруйдаах»,т.е. многострадальный, познавший много бед. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы (якут.Абааьы)- враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураанхай саха. Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой – это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция – борьба за создание семьи и защита интересов племени.
Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно тексты сказители знали наизусть. Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей – пением. В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар, и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.
Источники:
Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982
Уткин К.Д. Мифологические основы якутских олонхо. Якутск, 1994