К концу 90-х годов XIX века на первые роли в русской поэзии выходит символизм. Русский символизм вобрал в себя самые разнообразные влияния, начиная от французских декадентов – Бодлера, Верлена, Метерлинка, английского эстетизма Оскара Уальда, индивидуалистической проповеди Ибсена и Ницше и кончая мистической философией В. Соловьева, романами Достоевского, поэзией Тютчева и Фета. Можно проследить особую связь символизма с западным декадентством и выделить разные направления в русском символизме, но если говорить непосредственно о Блоке, то ключ к пониманию его поэзии вообще к пониманию поэзии «второго поколения» русских символистов лежит в философии и лирике В. Соловьева. «Второе поколение» или младосимволисты это В. Иванов, А. Блок. Идее солипсизма, учению о беспредельной любви к себе, призывом к уходу в уединённый мир мечты и неуловимых настроений, пассивности. Можно много размышлять о символизме, из которого вышел Александр Блок, но вспоминаются строки великого Гете:
«Теория, мой друг, суха,
А дерево жизни вечно зеленеет».
Действительно, дерево жизни, дерево поэзии вечно зеленеет – можно не углубляться в теорию символизма, но получить величайшее наслаждение, нести всегда в своей душе гениальные стихи Александра Блока, от которых жизнь становится словно бы жизненнее и полнее, и возвышеннее: «Под шум и звон однообразный…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях. О подвигах, о славе…». Эти и другие произведения Александра Блока несут в себе такую поэтическую мощь, красоту, так пронзительны, что, безусловно, признаешь – Блок самый одаренный поэт XX века. Он возвышается не только над своими друзьями по символизму, но и над всеми русскими поэтами все течений и направлений. Прекрасная поэзия Блока, может быть, высекалась от того необычайного противоречия которое в нем жило. С одной стороны, одним из главных ключевых слов Блока было слово ГИБЕЛЬ. Корней Чуковский заметил: «Самое слово гибель Блок произносил тогда очень подчеркнуто, в его разговорах оно было заметнее всех остальных его слов». Блок писал А. Белому: «Я люблю гибель, любил, ее искренни, и остался при этой любви». Но с другой стороны, это давало ему возможность острее ощущать жизнь, ее красоту , ее музыку, ее весну. Вообще в Блоке немало было полярных, влекущих в разные стороны сил. Именно это имел в виду Д. Андреев, когда говорил о нем, что «появился колоссальный поэт, какого давно не было в России, но поэт с тенями тяжкого духовного недуга на лице». Тема отдельного и глубокого разговора об устремленности поэта к духовной отверженности, к желанию быть проклятым, духовно погибшим, к жажде саморазрушения, к своего рода духовному самоубийству. Особенно ярко это запечатлелось в книге «Снежная маска». Но это действительно тема отдельного разговора. Кто хочет углубиться в эту тему, может обратиться к книге Даниила Андреева «Роза мира», к главе «Падение вестника». И все же, все же – именно Блок сказал: «Смотри случайные черты, и ты увидишь, мир прекрасен!!»
Библиотека «Библиомир» подготовила для вас книжную выставку посвященная дню рождения великого поэта, выставку смотрите здесь.
Контактный телефон для записи и заказа литературы 20-02-49.
Источник:
1. Автор Л.С. Калюжная Книга «100 великих писателей» - Москва: «Вече», 2000. – 592с.