Три поколения поляков – участников восстаний 1794, 1830 и 1863 гг. прошли через сибирскую ссылку. Достойное место в плеяде польских исследователей Якутии занимает Вацлав Серошевский.
Его отец участвовал в восстании 1863 г., был вынужден бежать из пределов империи, и лишился своего имения. Мальчик с сестрой потеряли родителей и воспитывались у варшавских родственников. Мечтал мальчик стать врачом. Но судьба распорядилась иначе. В классической гимназии ему нравились естественные науки, а насильственная русификация и другие мертвые языки вызывали протест, из-за возникшего конфликта Вацлав был исключен из гимназии. Поступил в железнодорожные мастерские учеником слесаря. Посещал социалистические кружки. Попал на заметку полиции и 18-летним юношей за свой бунтарский дух попал в тюрьму, с этого момента началась его жизнь политического узника. Серошевский познакомился с влиятельными людьми, изучал труды К. Маркса, немецкий язык, читал литературу по социологии.
12 июля 1879 г. в Варшавской цитадели вспыхнул бунт, поводом которого стало убийство часовым одного из заключенных. Бунт был подавлен, активных участников, в том числе Серошевского ждала суровая расплата. Военно-окружной суд его обвинил в оказании вооруженного сопротивления караулу, приговорив к лишению прав состояния и 8-летнему заключению в крепости, но генерал-губернатор принял во внимание юный возраст Вацлава и чуть смягчил приговор – он был отправлен на поселение в «отдаленные места Восточной Сибири».
Осенью 1879 г. этап ссыльных из Варшавы впервые увидел Сибирь. Местом поселения была назначена Иркутская губерния, но через некоторое время Серошевский попадает в Красноярский острог, где опять становится участником бунта. И его отправляют в Верхоянск, о котором ссыльные говорили с ужасом.
В мае 1880 г. Серошевский был доставлен в Верхоянск, состоявший по его описанию из «нескольких жалких юрт с плоскими крышами и скромных домов, окруженных со всех сторон болотами». К сему добавим, что Верхоянск самый холодный край Земли. По свидетельству ссыльных, «во всем городе нельзя купить таких простых вещей, как бумага, стальные перья, готовые свечи или деревянные ложки».
Но, несмотря на такие условия в Верхоянске были люди, которые занимались наукой. Так, здесь отбывал ссылку известный фольклорист И.А. Худяков, собравший образцы якутского устного творчества – уникальный «Верхоянский сборник», составленный из якутских сказок, песен, загадок и пословиц. Подготовил «Краткое описание Верхоянского округа». Суровый климат и лишения привели к трагической смерти ученого, так что Серошевский Худякова не застал.
Слесарные навыки ему пригодились, завел мастерскую и прославился на всю округу как умелый кузнец. Заказов от населения было немало: ремонт ружей, плавка, изготовление серебряных украшений. Местное население его уважало, и это уважение помогло избежать наказания. Так, политссыльные с целью побега строят парусную лодку, по планам должны выйти на ней к Северному Ледовитому океану, затем к американским китобойным судам, но у самого моря их находят казаки. Серошевского, как главного зачинщика, приговаривают к физическому наказанию – ударами плетью. Но ни один из местных жителей не захотел бить уважаемого человека.
Здесь же в Верхоянске Вацлав Серошевский женился на местной девушке саха, женились неофициально, т.к. ссыльным запрещалось вступать в брак с местным населением. Вацлав часто посещал соотечественника, старого польского повстанца Яна Заборовского, женатого на местной уроженке Слепцовой. Серошевский писал: «Я ближе познакомился с Анной, милой 20-летней девушкой, сестрой жены Яна и мы поселились вместе». Отзывался об Анне как о «доброй, умной и самоотверженной женщине». По отзывам товарищей Вацлава «она была большой патриоткой своего племени и хотя отлично понимала и недурно говорила с нами по-русски, но с Серошевским упорно отказывалась употреблять русский язык и отвечала ему только тогда, когда он говорил с ней по-якутски. Этим верным способом она выучила его за одну зиму свободно понимать и изъясняться по-якутски, дала ему прекрасный ключ к изучению якутского народа, его эпоса, его быта». Родилась дочь Мария.
Хотя В. Серошевский за побег не был наказан, его во избежание дальнейшего побега отправляют в дальний Колымский округ и местом вечной ссылки был избран населенный пункт, расположенный в 100 верстах от судоходной реки и в 100 верстах от торгового тракта. Он вынужден был оставить семью. С марта 1883 по январь 1885 г. жил в селениях Андылах и Енгжа, был в отчаянии, проклинал самодержавие, забросившее его в этот далекий край лесов. В Колымском округе он подселился к семье Слепцовых и начинает говорить на якутском языке, впитывать в себя многочисленные рассказы и былинные истории молодежи.
В своих мемуарах он рассказал: «Одним прекрасным солнечным днем, когда я вдыхал запах трав и размышлял о своей судьбе и сделанных мною наблюдениях, когда я мучительно искал цель моей дальнейшей жизни, я сказал себе: «Я буду описывать все, что вижу вокруг: леса, воды, горы, но прежде всего людей! Я стану бытописателем Сибири». И только оказавшись на Колыме, Серошевский вполне осознанно, целенаправленно начал готовиться к научной и литературной деятельности.
С особой признательностью вспоминал жену местного тойона Аполлона Слепцова Авдотью. Эта добрая, умная женщина своим материнским отношением к нему смогла помочь преодолеть ему черную полосу в жизни. А их родственники Матвей, Уйбанчик, Кохоргос и многие жители Андылаха со своими радостями и бедами навсегда были запечатлены в произведениях писателя.
После колымской ссылки благодаря хлопотам сестры Паулины генерал-губернатор Восточной Сибири разрешил заменить место ссылки и в январе 1885 г. Серошевский был переведен в долину Алдана. Пользуясь смягчением режима ссылки, он решил посетить Борогонский, Ботурусский, Мегенский, Восточно-Кангаласский и Западно-Кангаласский улусы, также совершает путешествие на лодке по Лене, ездил в Амгу и Чурапчу. В Амге познакомился с Э. Пекарским.
Умирая, жена Анна просит забрать ребенка, дочери было около пяти лет. «… Какое-то время я был убит свалившимся на меня несчастьем. Однако на грусть времени не было. Приходилось обеспечивать всем необходимым себя и ребенка».
Ухудшилось здоровье и у самого Серошевского, беспокоил ревматизм. Вскоре его переселяют в Намский улус, где он занимается земледелием и здесь начал писать рассказы.
В 1892 году получил разрешение переехать в Иркутск. Боясь упустить пароход за полдня проскакал на якутских лошадях 110 верст, с ним была дочка. Среди скудных пожиток было несколько тетрадей, заполненных бесценными записями. Так закончилось 12-летнее пребывание Вацлава Леопольдовича Серошевского в Якутии.
За 4 года пребывания в Иркутске он предпринял ряд путешествий в составе научных экспедиций в Корею, Японию, Китай, Монголию, Египет, Италию.
Будучи в Иркутске в журнале «Сибирский сборник» под псевдонимом Вацлав Сирко опубликовал помимо научных статей рассказ «Хайлак». Темой данного рассказа стало столкновение уголовного ссыльного Константина с якутом Хадбжием и его женой Кэрэмэс. Рассказ основан на реальных событиях. Действительно в те годы якутские семьи по решению власти содержали уголовников.
В 1885 г. в Санкт-Петербурге была издана книга «Якутские рассказы» куда вошли рассказы «Осень», «Украденный парень», «Хайлак», «В жертву богам»; предания «Разбойник Манчары», «Покорение Колымского края», «Великаны Ледовитого моря»; повести «На краю лесов», «Предел скорби», «Побег» и «Воспоминания».
Отрадно, что на основе рассказа «Хайлак» режиссером В. Мункуевым создан фильм «Нуучча», который получил Гран-при на международном кинофестивале в Карловых Варах в этом году.
Принципы охоты, устройство рыболовных снастей, свадебные обряды, предания, строительство жилища, отношения внутри семьи – весь собранный Серошевским материал стал основой монографии «Якуты», впервые изданной в Санкт-Петербурге в 1896 г. Монография «Якуты» - опыт этнографического исследования была переиздана в 1993 г. в Москве на средства Акционерной компании «Золото Якутии» РС(Я), директором был Тарас Десяткин.
Монография состоит из 15 глав: «О южном происхождении якутов», «Расселение», «Физические особенности племени», «Экономические основы быта», «Пища», «Постройки», «Ремесла и искусства», «Семья», «Народное словесное творчество», «Верования» и др., а также текст дополняют 168 иллюстраций, которые даны с указанием страниц.
Во всех художественных произведениях В. Серошевского главной темой является тема нравственности, отношения, поступки людей, тема добра и зла.
Вацлав Леопольдович Серошевский оставил 22 тома романов, повестей, рассказов, эссе, литературных и научных сочинений. И первые произведения, первый научный труд в научном мире, сделавшее ему имя, были посвящены Якутии.
«Воспоминания» он писал в оккупированной немцами Польше.
Умер Вацлав Леопольдович в апреле 1945 г. в возрасте 87 лет.
Дорогие читатели, «Якутские рассказы, повести и воспоминания», «Якуты. Опыт этнографического исследования» В.Л. Серошевского есть в фонде «Моей библиотеки».
Матрена АРГУНОВА,
главный библиотекарь детской библиотеки – филиала №15 «Моя библиотека»