В субботу 1 февраля в стенах SMART-библиотеки им. Н.Д. Неустроева в рамках Родительского лектория по психологии состоялась первая лекция на тему «Гаджеты: вред и польза». С родителями встретилась старший преподаватель Института психологии СВФУ Шишкина Валентина Олеговна. Она отметила, что гаджеты намного облегчили жизнь родителей, ведь ребенок все время находится на связи, гаджеты можно использовать для обучения и развития детей, получения новых знаний, существует много детских познавательных каналов и мультиков. Научно доказано, что использование цифровых средств способствует развитию у детей дошкольного возраста математических и когнитивных навыков, улучшает концентрацию внимания, активизирует речевую коммуникацию, развивает словарный запас детей.
Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без различных гаджетов. Опросы показывают, что 92% детей используют гаджеты и вовлечены в социальные сети, 71% детей и подростков играют в различные игры, 46% используют гаджеты для образования и получения информации. Исследование, проведенное в 2023 году Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», выявило, что 88% родителей стараются ограничивать время проведения детей в смартфоне. Однако с возрастом подростки и старшеклассники чаще всего находятся онлайн почти все время.
Чрезмерное использование гаджетов оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей. В первую очередь ухудшается зрение, так по данным Национального медицинского исследовательского центра глазных болезней имени Гельмгольца, почти у 31% современных школьников наблюдается близорукость, при этом среди первоклассников у 2,5%, среди пятиклассников – у 19,7%, среди старшеклассников у каждого третьего (38,6%). Однако основные причины близорукости не связаны непосредственно с экранным временем, а главная причина – это недостаток солнечного света. Чем дольше ребенок находится на улице при естественном освещении, тем больше шансов сохранить зрение.
Использование гаджетов при приеме еды негативно сказывается на физическое здоровье, приводит к расстройству приема пищи, нарушается контроль приема пищи, а именно чувство насыщения. Ребенок, который кушает за телевизором или телефоном, переедает или недоедает. Также исследователи отмечают у детей, которые проводят много времени за смартфоном, особенно перед сном, нарушение сна, появление бессонницы.
Ученые Института развития, здоровья и адаптации ребенка, изучив изменения мозга детей, находящихся под влиянием цифровых устройств, сделали вывод, что чрезмерное использование гаджетов в детстве может привести к различным психологическим расстройствам, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, депрессия), снижение обучаемости, задержку речевого и умственного развития. По данным исследований немецкого нейробиолога, психиатра Манфреда Спитцера, из-за частого использования мессенджеров, социальных сетей и других онлайн-ресурсов происходит «цифровая деменция» – ухудшение памяти, трудности с концентрацией внимания. Дети, зависимые от гаджетов, сталкиваются с задержкой когнитивных функций, поскольку не общаются с родителями и сверстниками.
Эксперимент китайских ученых в 2022 году показал, что у зависимых от гаджетов людей, префронтальная кора и височные области мозга были менее активны при выполнении задания, и они набирали меньше баллов по всем дисциплинам. В Национальных институтах здоровья США ученые проанализировали снимки мозга 4500 детей 9-10 лет и обнаружили, что у детей, которые сидели перед монитором компьютера, с планшетом или смартфоном не менее 7 часов в день, размеры префронтальной коры оказались меньше ожидаемой. У данных детей были худшие результаты в тестах на сообразительность и развитие речи. У геймеров, увлекающихся играми со стрельбой, число нейронных связей в гиппокампе уменьшается, а в хвостатом ядре увеличивается. В результате улучшается реакция и кратковременная память, но вот центр долгосрочной памяти атрофируется.
Лектор Валентина Шишкина отметила, что сейчас человечество переживает «эпидемию цифрового аутизма» – это состояние, при котором люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности.
Из-за повсеместного использования интернета и гаджетов, доступа к огромным массивам информации, представленной в яркой, «клиповой» форме у детей развивается клиповое мышление, при котором человек воспринимает информацию не целиком, а яркими фрагментами и образами. Считается, что из-за этого ребенок начинает мыслить отрывисто, не погружается в суть и быстро забывает только что прочитанное или просмотренное.
Валентина Олеговна подробно рассказала об особенностях психического развития ребенка в разные периоды жизни. Так с рождения до 1 года для ребенка важным является эмоциональное общение с родителями, он осваивает первые нормы отношений между людьми. В раннем детстве от 1 до 3 лет у детей должна преобладать предметно-манипулятивная деятельность, ребенок должен играть с разными игрушками и окружающими предметами, он должен стать «повелителем предметов». В дошкольном возрасте дети должны активно играть в сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, в семью, в разные профессии и т.д.), при этом они осваивают разные социальные роли, проигрывают взаимоотношения между людьми. С 7 лет начинается учебная деятельность, ребенок осваивает новые знания, интенсивно развивается интеллект. В подростковом периоде возрастает роль общения со сверстниками, преобладает интимно-личностное общение, осваиваются нормы отношений между людьми.
Специалист особо отметила, что разумное и правильное использование гаджетов дошкольниками обязательно должно контролироваться взрослыми. Чем позже родители дадут ребенку в руки смартфон, тем лучше. Валентина Олеговна дала следующие основные правила безопасного использования гаджетов детьми:
• чем младше ребенок, тем меньше времени со смартфоном. Основная деятельность – это игры, прогулки, чтение книг;
• во время приема пищи недопустимо использовать гаджеты и телевизор;
• необходимо ограничивать и контролировать время, проведенное дошкольником у компьютера;
• интересоваться содержанием игр, в которые играет ребенок;
• личный пример разумного использования гаджетов.
После лекции родители задали интересующие вопросы и проконсультировались со специалистом. В частности, слушателей интересовало, как защитить детей от кибербулинга, как понять, что ребенок зависим от гаджетов, как сохранить баланс между виртуальным и реальным общением, как контролировать и ограничивать ребенка от использования гаджетов, но сохранить с ним хорошие отношения, как объяснить ребенку правила поведения в интернете и многие другие.
Напомним, что Централизованной библиотечной системой г. Якутска совместно с Институтом психологии СВФУ им. М.К. Аммосова в течение 2025 года в стенах SMART-библиотеки им. Н.Д. Неустроева будут организованы бесплатные лекции и мастер-классы от экспертов в сфере детской и взрослой психологии, преподавателей, исследователей, теоретиков и практиков. Лекции будут посвящены актуальным вопросам воспитания, детской психологии, семейных и детско-родительских отношений, саморазвития и будут интересны родителям и детям. Наш родительский лекторий по психологии призван помочь родителям избежать ошибок в воспитании детей, учесть особенности ребенка и правильно направить его развитие. Знания, полученные во время лекций, помогут развивать эмоциональный интеллект у себя и ребёнка и учиться правильно реагировать на жизненные обстоятельства.
Информация о следующей встрече будет в афише. Ждем Вас на следующих встречах нашего Родительского лектория по психологии!
Отдел продвижения библиотечных ресурсов