Светлый праздник Ысыах
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия

Светлый праздник Ысыах

Просмотры: 1795

Автор первого произведения на якутском языке «Ахтыылар» («Воспоминания») Афанасий Яковлевич Уваровский в своей книге написал следующее: «… Как только трава станет достаточно пышной и как только начнут доить кобылиц по девять раз в день, богатый якут примерно десять дней собирает кумыс. За 2-3 дня он объявляет день, в который он задумал устроить ысыах. Тем временем он заставляет хорошо убрать окрестности дома и коновязи, к которым привязываются лошади, украсить молодыми, покрытыми листьями березками. Как только соберутся в установленный день люди издалека и из близи со своими семьями, конные на лошадях, пешеходы пешком, в своей нарядной одежде, произносит избранный для этого благословитель, который держит наполненный кумысом чорон средней величины и стоит на одном колене перед огнем в юрте, молитву о высшем божестве, всеводителе и вседержателе, который наделяет все сущее счастьем и благом; он произносит молитву о создателе полезного скота, питаясь которым дышат и живут все человеческие существа, о хозяине всей земли, который умножает скот и молоко, заставляя расти траву и деревья; о хозяине дома, чтобы его богатство не уменьшалось, а прибавлялось из года в год и насыщало народ. Произнося эти или другие благословения, он льет в огонь по малому количеству кумыса. После этого он оборачивается назад в сторону запада и обращается к злому духу, чтобы он не замышлял недоброе, не приводил к тому, чтобы скот падал или терялся… «Едва благословитель заканчивает слово, он восклицает: «Уруй! Уруй! Уруй!» Все собравшиеся в один голос повторяют то же самое…»

«… Собравшиеся посередине открытого зеленого луга люди, их праздничная одежда, их радостные лица и их свободные движения представляют нечто красивое и своеобразное, особенно тому, кто раньше этого не видел».

Ысыах – традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета и пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания и благополучия.

Свою родину народ саха называет Страной Незаходящего Солнца (Киирбэт күннээх дойду). Как же так? Ведь здесь холод и пурга, долгая зима. Но народ воспевает именно Якутию, где живет и обрел счастье. Именно лету посвящен главный праздник Ысыах (Айыы ыһыаҕа) и празднуется он в день летнего солнцестояния в честь Айыы – создателей человеческого племени.

По преданию местность Үс Хатыҥ («Три березы») – место, где Эллэй Боотур обзавелся семьей, хозяйством и впервые совершил обряд поклонения небесным божествам Айыы, окропив землю кумысом. Предки саха на протяжении столетий справляли здесь кумысный обряд, прося у божеств Айыы достатка и изобилия, устанавливая тем самым связь со срединным миром. 

С 1998 г. по решению администрации города Якутска в этой священной местности Үс Хатыҥ проводится Ысыах. По этикету праздничные обряды состояли из трех частей:

Первая, самая важная часть – держание чаш с кумысом – «айах тутуу» и восхваление верховного владыки Белого Создателя Господина – Үрүҥ Айыы Тойон, отождествляющегося с Солнцем и всех небесных богов.

Вторая часть – ритуальное распитие кумыса. 

В третьей части проводились ритуальные состязания: конные скачки, состязания борцов, силачей, бегунов, певцов, запевал осуохая, который символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие осуохай, двигаясь по ходу солнца как бы совершают круговорот во времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, передают положительную биоэнергию друг другу. В праздничном хороводе сосредоточен весь накопившийся за многие столетия импровизированный дар народа, запевала осуохая творит стих в живом кругу во время самого танца.

Важным элементом этикетной атрибутики была и остается национальная праздничная одежда. Женщины надевают серебряные украшения, чтобы более приблизиться к небесным духам и защититься от злых духов.

Один из главных ритуальных обрядов – обряд благословения. Алгысчыт (благопожелатель) разжигает огонь, призывая светлых небесных божеств Айыы снизойти к людям милостью, ниспослать им мир, добро и благополучие. На церемонии встречи Солнца – алгысчыт готовится в полной тишине протягивая руки к Солнцу, обращается к Великим божествам Айыы с просьбой о ниспослании здоровья, силы и бодрости. Алгыс вознесенный в день Ысыаха, творит добро и благоденствие, дарит покой и счастье на весь год. 

По своим масштабам и размаху Ысыах – мероприятие международного уровня, собирает больше сотни тысяч людей: жителей республики, гостей. В 2011 г. впервые в Якутии во время открытия Ысыаха был установлен рекорд Гиннесса «Самый многочисленный ансамбль хомусистов». 

Летом 2012 г. установлен рекорд Гиннесса по самому большому круговому танцу в мире.

В 2014 г. в Үс Хатыҥе установлен мировой рекорд Гиннесса по самому массовому исполнению обряда кумысопития с участием 11136 человек и проведением I Международного фестиваля кумыса «Айыы аһа» («Божественный напиток»).

Подробно о национальном празднике Ысыах можно познакомиться, узнать в следующих изданиях:

1. Романова Е.Н. Ыһыах – дьол, уйгу түһүлгэтэ – Ысыах – праздник белого изобилия. – Якутск: Бичик, 2016. – 96 с.

2. Уваровский А.Я. Ахтыылар – Воспоминания – Дьокуускай: Бичик, 2003. – 208 с.

3. Яковлев В.Ф. Ысыах: Я – Дума – Мир – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004 – 64 с.: илл.

4. Якутск от А до Я: детская энциклопедия – Якутск: Алаас, 2016 – 184 с.: илл.

Смотреть виртуальную выставку здесь.

Матрена Аргунова,

главный библиотекарь филиала №15 «Моя библиотека»


Смотрите также