Статья | Саргылаах салама. Обряд. Ысыах.
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):
Кнопка действия
Статья
17.06.2022

Статья | Саргылаах салама. Обряд. Ысыах.

Просмотры: 4561

Ысыах, ыһыах — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню.

Национальный праздник народа саха ыһыах сопровождается проведением комплекса обрядов и ритуалов. Алгыс - священное благословение на удачу и благополучие. Кумысопитие из одного чорона по кругу как знак доверия и взаимопонимания. Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг.

Обряд повязывания саламы

Выделенное красивое место, т.е. түһүлгэ, окружали свежесрубленными березками - чэчир. В центре ставили ритуальные столбы. соединенные перекладиной Аар баҕах, на котором подвешивали кожаный сосуд с кумысом, рядом с ним ставили чороны - деревянные чаши для ритуального распития кумыса. На восточной стороне сооружали коновязи - сэргэ, выполненные в ансамблевой композиции. В южной части түһүлгэ находилась Моҕол ураһа, которая выступала главным культовым символом праздника Ыһыах.

Наши предки называли салама мостками, откуда слова благословения доходят до небесных божеств Айыы. Считали, что во время благословения на украшенные саламой березки доходит священное дыхание.

Якутская салама – тонкая ритуальная веревка из белого и черного конского волоса с нанизанными на нее дарами духам-иччи: томторук, берестяные фигурки коров, лошадей; оҥоойуки; разноцветные ленты; пучки белого конского волоса, утиные перья. Для саламы брали только волос гривы лошади. Сначала волос гривы встряхивали в снегу, не мыли в воде. Немытый волос хорошо свивался. Длинный волос гривы назывался сиэл, короткий волос – саппай. Затем волосы разделяли на маленькие пучки. Работу начинали со свивания начальной петли, затем на ноге крутя пучки, добавляли волосы. При этом немного увлажняли. Полученная тонкая нитка из белого волоса второй раз свивался с черной ниткой, свитой из конского волоса черного цвета.

Саламу повязывали на березу. Считалось, что хозяйка земли – образ родной земли - обитала на крупных березах на опушке леса, поэтому ее увешивали «подарками» - пестрыми волосяными веревками «салама» и лоскутками материи. Салама повязывают с благопожеланиями себе, близким или земле, на которой живут.

В устройстве саламы и обрядах с саламой отразилось верование народа саха, в том числе культ священного дерева и культ коня.

В произведениях фольклора отразились обряды с алгысами, в которых якуты повязывали саламу.

Алгыс баһа сыаланнын!
Аҕыс иилээх - саҕалаах
Аан ийэ дойдуга
Ананан кэлбит,
Айылҕаттан айдарыылаах
Амарах санаалаах
Айыы оҕото!
Улуу Туймаада
Уйгулаах ыһыаҕар
Арчыланан, ыраастанан,
Сиэри - туому толорон,
Алгыс алыптаах тыла
Айыылар, иччилэр
Аартыктарын арыйар
Аналлаах кэмигэр,
Эйиэхэ айылҕа ситимэ
Өйгөр - санааҕар иҥиэхтин,
эккэр - хааҥҥар сөҥүөхтүн.
тускуллаах чөл бэйэҕэр
Уйгу - быйаҥ олохтоннун!
Тускуо!!!

Смотрите также