«Не нужно слушать чьего-либо совета,
только совет ветра, который напевает историю мира»
- говорил молодым композиторам и музыкантам Дебюсси.
И поступал так сам — а мы можем услышать голос этого ветра в его музыке.
Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке. Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушел от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара или К. Писсарро.
Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая. Поэтому понятно скептически-ироничное отношение композитора ко всякого рода теоретическим штампам и ярлыкам в отношении художественного творчества, невольно схематизирующим живую действительности искусства.
В западноевропейской фортепианной музыке конца XIX и начала XX века фортепианные произведения Дебюсси, наряду с сочинениями другого французского композитора — Мориса Равеля, норвежца Эдварда Грига и венгра Бела Бартока, оказались самыми крупными художественными явлениями.
Музыку этого композитора наверняка слышали даже те, кто понятия не имеет о самом Дебюсси. Вот некоторые фильмы, где можно услышать его произведения:
«Лидер» (1996)
«Золотая чаша» (2000)
«Псы-воины» (2002)
«Дамы в лиловом» (2004)
«Сестры» (2006)
«Тринадцать друзей Оушена» (2007)
«Сумерки» (2008, 2010)
«368» (2011)
«Восстание планеты обезьян» (2011)
«Византия» (2012)
«Судная ночь» (2013)
«Кадр» (2014)
«Вечность» (2016)
Источники: planetatalantov.ru, belcanto.ru