Томмазо Кампанелла, итальянский философ, теолог и писатель, родился 5 сентября 1568 года в городе Стило (Неаполитанское королевство). Он считается одним из наиболее значимых мыслителей эпохи Возрождения.
Томмазо Кампанелла – один из создателей классической утопии «Город Солнца». Жанр «Утопия» в литературе – это описание идеального государства. Дословно слово «Утопия» переводится как «место, которого нет», поэтому уже из названия следует, что в произведениях этого жанра описываются выдуманные города (которые в контексте произведения выдаются за существующие сейчас или существовавшие ранее). Принято считать, что утопия и ее модификация – антиутопия – относятся к жанру научной фантастики. Американский профессор Кеннет Ромер дает следующее определение этого жанра: «детальное описание воображаемой культуры, которая предоставляет читателю картину альтернативной реальности для критики собственной современности с интеллектуальных и эмоциональных позиций».
«Город Солнца»
Философское сочинение, написанное в форме «поэтического диалога» между моряком-генуэзцом, вернувшимся из плавания, и хозяином гостиницы. Моряк делится своими впечатлениями о Городе Солнца, который он посетил, детально описывая уклад жизни и политический строй.
Город выстроен геометрически, с четырех сторон рассечен центральными улицами – по сторонам света. «Семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам», окружающие весь город, сразу же вводят в круг астрологических идей Кампанеллы. Он связывал разумное общественное устройство с изучением законов природы, воплощением которых является движение небесных светил. В центре города находится храм, воздвигнутый на вершине горы. На его алтаре помещены земной и небесный глобусы, а купол вмещает изображения всех звезд.
Основу государственного строя Города Солнца составляет упразднение причины неравенства (по мнению Кампанеллы) – то есть частной собственности, поэтому солярии (граждане Города Солнца) являются «одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми, потому что у них всё есть, бедными – потому что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им». Семья в Городе Солнца ликвидирована, так как наличие жены и детей, по мнению автора, служит для воспитания себялюбия. Дети воспитываются государством, специально назначенными на должности воспитателей и учителей людьми. Солярии с детства воспитываются так, что верят в могущество науки и ее творцов, живут и работают, ощущая свою сопричастность со всеми деяниями государства, созданного ради общего блага.
Правитель Города Солнца носит титул «Солнце» или «Метафизик». Он одновременно священник, царь, высшая духовная и светская власть. При нем имеются соправители – Мощь, Мудрость и Любовь, которые соответствуют мировым первостихиям. Они ведают основными отраслями жизни горожан. При храме, который находится в центре города, существует коллегия из 12 жрецов-астрологов, которые рассчитывают воздействие звезд на дела человеческие.
Кампанелла считал, что большинство тяжких преступлений осуществляется из-за наличия семьи и частной собственности (у кого-то что-то есть, а у кого-то нет). Сам образ жизни Города Солнца устраняет мятежи подданных, потому что к ним приводит произвол должностных лиц, бедность, чрезмерное унижение народа.
Считается, что Томмазо Кампанелла рассматривал своё сочинение как реальную политическую программу, которая должна была быть реализована в Италии после победы восстания 1599 года.
Исследователи творчества Кампанеллы спорят о том, насколько новы его идеи, а также, насколько они реализуемы и гуманистичны. Современная исследовательница Сильвия Риччи отмечает, что «Город Солнца» является одной большой метафорой, которая позволяет через географические и архитектурные схемы представить город как средоточие смыслов, выражающих религиозные и политические взгляды автора. Она также считает, что в символическом пространстве «Города Солнца» зашифровано противостояние прошлого и будущего. Одним из лейтмотивов произведения является периодическое сопоставление Города и собственной реальности Кампанеллы, с точки зрения того, как должно и как не должно быть.
Советский лингвист Леонид Воробьев отмечает, что исследования «Города Солнца» именно как литературного произведения не производилось, а художественная оценка ограничивалась стилистикой. Он считает, что автор был прав, называя свое сочинение «поэтическим диалогом». В тексте нет индивидуальных человеческих характеров: представленные собеседники «лишены зримых человеческих качеств, они почти не видимы».
Рассматривать «Города Солнца» следует не только как отдельное произведение, но и в контексте созданных на его основе (в том числе) утопических и антиутопических сочинений.
Автор статьи: Смольникова Ю.В., гл. библиотекарь