Американский фантаст Рэй Брэдбери родился
22 августа 1920 года.
Нажмите для увеличения
Брэдбери создал более восьмисот литературных произведений: романы, повести, более сотни рассказов, десятки пьес, статьи, заметки и стихотворения. Интересно, что его пьесы были хорошо приняты публикой, а вот стихотворения успеха не имели. Но несмотря на то, что Брэдбери выбирал разные формы и жанры для своих произведений, для широкой аудитории он в первую очередь является классиком научной фантастики.
Творческий путь писатель начал, как и многие, подражая другим авторам. Отмечается, что его первый сборник «Тёмный карнавал» по стилю напоминает рассказы Эдгара Алана По.
Уже к двадцати годам Брэдбери решил, что будет писателем. Примерно в это же время он вступил в лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов» - объединение молодых писателей. Сначала его рассказы печатались в дешевых журналах, в которых часто можно было встретить литературу сомнительного качества. Это было время оттачивания писательского мастерства и поиска собственного стиля. К 1942 году Брэдбери полностью перешёл на литературный заработок и писал до 52-х рассказов в год. Он следил за развитием науки и техники, посещал Всемирные выставки в Чикаго и в Нью-Йорке.
Нажмите для увеличения
Сборник «марсианских» рассказов, составивший роман
«Марсианские хроники», стал первым коммерчески успешных литературным творением Брэдбери. Сам писатель считал эту книгу лучшей из всех, что он написал. Однако всемирная слава настигла писателя после выхода романа
«451 градус по Фаренгейту» в 1953 году.
Став популярным писателем, Брэдбери продолжал активно работать и тратил на писательство по несколько часов каждый день. В 1957 году выходит еще один его знаменитый роман – «Вино из одуванчиков». Также как «Марсианские хроники», этот роман был составлен из отдельных рассказов, некоторые из них даже публиковались ранее. «Вино..,» считается наиболее автобиографичным романом Брэдбери.
С 60-х годов Брэдбери концентрируется на новом для себя жанре – драме и в 1963 году выпускает сборник небольших пьес, посвященных Ирландии.
Рэя Брэдбери часто называют одним из основоположников традиций жанра научной фантастики. Однако сам он не причислял себя к писателям-фантастам, потому что писал во многих жанрах и не стеснял себя узкими рамками. Однако, за свое творчество в области фантастики Брэдбери отмечен премиями «Небьюла» (1988) и «Хьюго» (1954).
«451 градус по Фаренгейту»
Нажмите для увеличения
Один из главных романов своей жизни Брэдбери писал в подвальном помещении публичной библиотеки Лос-Анджелеса на прокатной пишущей машинке, у которой была прорезь для монет, и за 10 центов она включалась на полчаса. Роман был написан за девять дней, аренда машинки обошлась в 9 долларов 80 центов. В основу этого романа лег неопубликованный ранее рассказ
«Пожарный».
Главная тема и образы этого романа подвергаются различным интерпретациям, в том числе как метафора государственной цензуры и пресечения свободомыслия в тоталитарном государстве. Однако сам автор в более поздних интервью говорил, что главная тема –
угроза чтению и книжной культуры со стороны средств массовой информации, в первую очередь телевидения.
Книга подверглась цензуре почти сразу после ее выхода. В середине 60-х годов вышло специальное издание «451 градус по Фаренгейту» для средних школ. В этом издании были изменены свыше 75 фраз, в основном оттуда были убраны ругательства, употребляемые героями, а также некоторые сцены, не предназначенные для детей. В какой-то момент издательство стало выпускать только версию, прошедшую цензуру, однако сам автор не знал об этом. Только в начале 80-х годов на некоторые неточности в тексте обратил внимание друг писателя, после чего Брэдбери потребовал вернуть в продажу изначальный вариант произведения.
Роман относится к жанру
антиутопия. Автор противопоставляет мир, имеющий большое количество технических достижений с одной стороны, но абсолютно бездуховное общество – с другой. По классике развития жанра главный герой –
Гай Монтэг – в начале романа является винтиком в тоталитарной системе, однако, по ходу повествования отдаляется от своей деятельности. Герой и его мысли противопоставляются и режиму с его идеологией, и подавляющему большинству людей, которые не размышляют и не рефлексируют, довольствуясь тем, что у них есть.
Нажмите для увеличения
Антиутопия, однако, завершается не так, как свойственно классике жанра. И здесь очень явственно виден стиль автора – во многих произведениях Брэдбери
есть надежда на лучшее.
Автор статьи: Смольникова Ю.В., гл.библиотекарь