Лет 30–40 назад был популярен и по-своему уместен совет: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал, пусть он постоянно видит книги у родителей в руках». Заставить любить нельзя — об этом пишут не только в педагогических статьях, а даже в книжках с бумажными обложками, над которыми взрослые мамы обычно смеются.
Можно привлечь, найти общие интересы, заняться важным общим делом, заинтриговать… И тогда появляется шанс на что-то большее.
Во-первых, это воспитывает художественный вкус ребёнка, во-вторых, вам тоже будет приятнее читать ему красивую книгу, а не ту, в которой безвкусные картинки. Основное правило: чем младше ребёнок, тем крупнее предметы и меньше деталей должно быть на иллюстрации.
Как помочь ребенку полюбить чтение?Предложите почитать вместе о том, что он уже любит. Животных. Волшебство и тайны. Космос с далёкими планетами и невероятными технологиями. Смешные истории про ребят, похожих на тех, что живут во дворе. Хотите, чтобы книжка увлекла маленькую любительницу кошек? Предложите серию книг про котят Холли Вебб.
Сопоставляйте сюжет книжки с опытом маленького читателя
Для двух-трёхлетних прекрасно подходят серии рассказов, посвящённые историям из жизни малышей: поездке к бабушке, прогулке в парке, визиту к доктору — котенок Шмяк идет к доктору, например.
Домашний фанклуб — почему бы и нет?
Позвольте малышам выбрать любимых персонажей, с которыми они соотносят себя, на которых хотят быть похожими. Айболит, Флаттершай, Торин, Копатыч из мультика или Капитан Америка из комикса — не нужно навязывать собственные симпатии. У каждого поколения появляются собственные герои. Гораздо интереснее следить за тем, что именно привлекает в них ребёнка. Только ли имена изменились, или на смену героям нашего детства действительно пришли какие-то новые персонажи?
«Советы, как полюбить чтение ребенку», том очень важный:
«Не стоит презрительно относиться к мультфильмам, комиксам и текстовым играм по мотивам популярных произведений. Присмотритесь к ним.
Во-первых, вы, возможно, лишаете себя большого удовольствия.
Во-вторых, это могут быть талантливые, тонкие, умные произведения, которые многим ценителям... неплохо бы прочитать!»
Ролевые игры — это классно!
Разыгрывайте книжки, которые читаете ребёнку, по ролям — не только во время чтения, но и за обычными делами. Сегодня дочка может быть Кошкой в сапогах, а завтра — Мальвиной. Не обязательно следовать сюжету.
Рисуйте иллюстрации.
Пока ребенок маленький — рисуйте вместе с ним иллюстрации к книге, которую вы ему читаете. Большинство детей с удовольствием рисуют, а особенно, если вы поможете. Это привлечет дополнительное внимание и любовь к книге, даст возможность обсудить, что ребенку запомнилось, впечатлило. И будет способствовать развитию воображения.
Никогда не используйте чтение как наказание или условие для чего-то другого.
Нельзя говорить ребенку: «Вот прочтешь главу, тогда разрешу посмотреть телевизор». Это приучит ребенка к мысли, что чтение само по себе — процесс неприятный. Чтение должно упоминаться только в контексте удовольствия и интереса.
«О ужас, это подрастающее поколение ничего не читает! Надо заставить их читать, пока не поздно!» — наверняка вы слышали подобные заявления от знакомых взрослых или даже сами так думали. И наверняка вы понимаете, что приучить, внушить, привить, принудить или заставить не получится. Но есть хорошая новость: вы можете сделать так, чтобы ребенок полюбил читать и нашел в этом вкус.
Книга «Скорочтение для детей и не только» исключительно практическая, состоит из упражнений, текстов и проверочного тестирования после каждой главы. Книга поможет ребёнку воспринимать любую текстовую информацию со скоростью, которая раньше считалась невероятной. Он научится читать быстрее, понимать и запоминать больше информации, системно мыслить и получать удовольствие от чтения. Метод вдумчивого быстрого чтения, разработанного Инной Каулиной, отличается:
Мотивирующим подходом — упражнения поддерживают желание учиться и помогают ученику понять свои потребности.
Универсальностью — упражнения подходят для учеников любого возраста.
Разнообразием — из множества упражнений можно складывать занятия как мозаику.
И, главное, учит не только быстро читать, но и быстро думать. Вначале подготавливаются все каналы восприятия и обработки информации, а затем даются технические навыки скорочтения.
Пусть наши простые советы помогут вам и вашим детям полюбить чтение. Читайте в удовольствие и приходите в нашу библиотеку
Источники:
Издательство Хоббитека
Издательство МИФ