В конце XVII — начале XVIII века в России началась новая эпоха, которую полностью определили характер, убеждения и интересы одного человека — Петра I.
Рубеж XVII–XVIII веков принято считать началом нового этапа в русской истории все, что было раньше, называют допетровским. Конечно, понятие «эпоха» всегда условно, но в данном случае вполне можно говорить об этом времени как об эпохе Петра. Его реформаторская деятельность распространялась на все сферы русской жизни. Своим характером и своими увлечениями царь определял движение страны; он был безусловным инициатором всего самого существенного и заметного, что произошло тогда.
Петр был человеком Нового времени любопытным и способным к восприятию нового. Во время путешествия по Европе он усвоил ключевую идею эпохи идею о силе человеческого разума. Разума, с помощью которого можно не только познавать окружающий мир, но и влиять на него.
Ключевое для Петра и, соответственно, для его времени понятие - школа. Для того чтобы обучиться ремеслу, он задумал Великое посольство в Европу. О Северной войне, длившейся 21 год, Петр говорил: «Ученики обычно школу в семь лет оканчивают, наша же троекратно была». На войне он и сам был учеником. Но одновременно Петр был учителем для своих подданных.
Петр воплощал в себе очень многие, казалось бы, противоречивые черты. Он мог быть одновременно и жестоким, и милостивым, справедливым и вспыльчивым. Петр был человеком нервным, порывистым, известно, что он страдал эпилептическими припадками, много пил. Он мог издать какой-то указ, а потом забыть про него. Но именно эта странная смесь и позволила Петру осуществить многое из задуманного.
Самоcтоятельное царствование Петра началось с двух антитурецких кампаний так называемых Азовских походов. В результате второго похода турецкая крепость Азов была взята, и это открыло России путь в Азовское море. Вместе с тем Петру стало понятно, что продолжать воевать с Турцией в одиночку Россия не сможет. Антитурецкая Священная лига, в которую Россия вошла еще при царевне Софье, продолжала существовать, но бездействовала, и Петр вместе с посольством отправился в Европу, чтобы договориться о совместных действиях. Но союзникам было не до Турции. Их внимание было приковано к Испании, где находился при смерти король Карл II: у него не было наследников, и вся Европа ждала скорой войны за испанское наследство. Договоренностей по поводу Османской империи русским послам достичь так и не удалось.
Дипломатия была не единственной и, по крайней мере для Петра, не основной целью Великого посольства. Будучи человеком очень любознательным и восприимчивым ко всему новому, он хотел все увидеть своими глазами и всему научиться. Он стал первым правителем России, покинувшим территорию своего государства.
В России как в Европе
В двух словах: Европеизация коснулась не всего российского общества, а только дворян и горожан - то есть тех, кто действительно мог ее воспринять. В результате жизнь этих людей радикально изменилась: их внешний вид, одежда, предметы интерьера, пространства, которые их окружали, и способы времяпрепровождения стали совершенно другими. Все это влияло на их самоощущение, на способы общения, на темпы жизни.
Модернизационные реформы Петра I уникальны, во-первых, своей радикальностью, а во-вторых, тем, что преобразования инициировались исключительно сверху. Прежде ничего подобного в мире никто не предпринимал.
Споры о том, была ли Россия готова к культурным преобразованиям, ведутся до сих пор. Часто говорят, что Петр «переломил Россию через колено» - в качестве примера этого перелома приводятся известные указы о бритье бород. Для Петра борода была символом старины, архаики, которую он намеревался искоренить. Тем не менее Петр не был ни первым, ни единственным в России противником бород: споры о брадобритии велись задолго до него.
О готовности общества к реформам говорит то, что практически все петровские нововведения довольно быстро прижились и не были отторгнуты после его смерти. Но важно помнить, что под «обществом» в данном случае понимается не все российское население, а только те его части, которых действительно коснулась европеизация, то есть политическая и хозяйственная элита.
В случае же с элитой одними бородами и платьем дело не ограничилось. В России появились другие продукты, другая мебель, другие предметы для украшения интерьера. Петр первым начал покупать в Европе живопись, чтобы украшать стены дворцов.
Окно в Европу: Северная война
В начале Северной войны русское войско было совершенно не готово к столкновению с таким сильным противником, как Швеция, и оказалось практически уничтожено под Нарвой. Но, пока Карл XII отвлекся на Польшу, Петр провел преобразования, восстановил и укрепил армию и в конце концов сумел разгромить Карла под Полтавой. После этого война продолжалась еще больше 10 лет, но ее исход был предопределен. Швеция покинула ряды ведущих мировых держав, а Россия, напротив, в них вошла.
Главной целью Северной войны был выход к Балтийскому морю. Из Западной Европы Петр, помимо прочего, вернулся с идеей о том, что Россия должна развиваться как торгово-промышленная держава, а для торговли выход к морю был необходим.
При Петре в Россию пришли распространенные в то время в Европе идеи общего блага и регулярного государства. Государство возникает в результате общественного договора. Все подданные государства, включая самого государя, должны исполнять свою роль, направленную на достижение главной цели - общего блага. Чтобы этот механизм работал, его нужно настроить с помощью четких правил, а чтобы их соблюдали, нужна полиция. Петр строил свое государство, исходя из этих идей.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить, но нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Более подробно о царе-реформаторе Петре I вы сможете узнать у нас в библиотеке, у нас есть такие книги, как:
Заказать книгу в SMART-библиотеку
Заказать книгу в SMART-библиотеку
Также рекомендуем почитать в НЭБ (Национальная электронная библиотека)
Источник: https://arzamas.academy/materials/1154
Автор: Романова Т.С., гл. библиотекарь ОБИО