В Ново-Николаевское селение (ныне село Маган) в 1887 году у озера Хомустах были заселены чурапчинские скопцы. Посреди дремучего леса начали обживаться, строить добротные дома. Один из домов скопцов братьев Дульцевых сохранился по сей день и уже сегодня считается деревянным зодчеством XIX века. Жители этого дома уже много лет благоустраивают двор. Копают грядки, огород и находят в земле кованые гвозди. Собранные с этого двора гвозди теперь входят в историко-краеведческую экспозицию библиотеки «Библиополе».
Из истории гвоздей
Гвозди появились еще у первобытного человека. В качестве гвоздя он использовал кости рыб и животных, колючки растений, заостренные корни и щепы деревьев. Ими скрепляли части построек, лодок, прибивали шкуры, служившие защитой от ветра и снега.
Раскопки в одном из древнейших очагов цивилизации — Древней Месопотамии, обнаружили заостренные стержни из глины, по форме очень похожие на желуди. Это были первые гвозди, которые пришли к нам с IV тысячелетия до новой эры.
Первые кованые вручную гвозди известны с библейских времен. Когда люди начали использовать для строительства древесину, доски и бревна. Сначала люди научились ковать, а затем и отливать гвозди. Поначалу их делали из бронзы, но ценились они буквально на вес золота. В древнем Египте, Греции и Риме были широко распространены железные и медные гвозди.
Деревянный гвоздь на Руси называли сколотень, втесневик, нагель. В зависимости от места использования, их делали из разных пород деревьев. Для корабельных гвоздей использовали наиболее стойкие породы: дуб, сосну, клен и акацию. Такие гвозди сначала выстругивали, а затем обрабатывали смолой для увеличения срока их службы. Но все же, дерево не лучший материал для гвоздей.
На Руси гвозди ковали с X–XIII веков. Это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Кстати, была среди них и специальная каста, которая занималась исключительно ковкой гвоздей.
Кованые гвозди делали вручную. Рабочий раскалял железный прут, оттягивал на наковальне, отсекал небольшой сегмент, заострял на одном конце. Формировали шляпку в специальном устройстве — гвоздильне. В более отдаленные от нас времена один гвоздь ценился высоко, и даже служил своеобразной валютой. За горсть гвоздей в старину, примерно во времена Ивана Грозного, можно было купить живую курицу, корзину свежей рыбы. Кузнецы всегда были при деньгах. Раньше такой гвоздь был в любой избе. Треугольные или четырехугольные в сечении кованые гвозди использовались наподобие крючков — на них развешивалась различная крестьянская утварь, одежда, заготовки трав и кореньев.
Еще кованый гвоздь в деревне служил замком. На косяке двери дома делалась специальная петля, в которую хозяин закладывал большой гвоздь, когда покидал жилище. Словом, кованые гвозди были непременным атрибутом крестьянского быта.
В период Петровских преобразований начинается широкое производство скоб, гвоздей и других изделий строительства и судостроения. Более сложные предметы, такие как цепи, сбруи, остроги, удила, светцы, железные кольца от поясов, дверные пробои требовали сварки и, соответственно, большего опыта. Их ковали кузнецы не в одиночку, а с помощью подручных.
Только в 1910 году появилась проволока для гвоздей. Так началось производство круглых проволочных гвоздей. Стальную проволоку закладывали в машину, которая отрезала гвоздь, делала ему шляпку и заостряла кончик за одну операцию. Весь процесс был полностью механизирован и требовался всего один человек, который мог включать и выключать машину. Такие машины могут производить тысячи гвоздей за одну минуту.
Коллекционирование гвоздей
Сегодня кованый гвоздь на копе — не редкость. Среди кладоискателей даже встречаются люди, которые коллекционируют такие предметы. Они классифицируют свои находки, оформляют их в красивые панно, много могут рассказать о каждом «экспонате» своей коллекции. Ведь каждый гвоздь отличается от предыдущего — ковали их вручную, и у каждого кузнеца был свой стиль.
Если задуматься, это настоящее направление коллекционирования, которое пока не имеет названия. Назвать его можно, например, клавистика — от латинского «clavo», гвоздь.
Гвозди в искусстве
Реализация творческих идей скульпторов и художников нередко требует нестандартного подхода. Современные мастера-скульпторы прибегают к креативным идеям в выборе техники исполнения работы, а также используют всевозможные предметы и материалы, даже если они повседневного обихода.
Новая жизнь гвоздей с историей
Картины из гвоздей Джона Бисби
Винокурова Ольга Семёновна, ведущий библиотекарь