“Воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей”.
Шалва Амонашвили
Семейное воспитание в новое время
Аргунова Любовь Семеновна учитель русского языка и литературы отличник просвещения СССР, народного образования РСФСР и РС (Я), отличник гражданских инициатив, обладатель знаков “Гражданская доблесть” и большой медали Фонда первого Президента РС (Я) М.Е. Николаева “Знанием победишь”, почетный ветеран системы образования РС (Я), почетный попечитель системы образования РС (Я), почетный член Ассоциации народной педагогики Якутии, член Союза журналистов России с 2002 года, автор многих книг по семейной педагогике. Награждена Почетной грамотой Ил Дархана РС (Я), медалью Фонда Г.Н. Волкова “За вклад в этнопедагогику”, почетный гражданин Тюнгюлюнского наслега и Мегино-Кангаласского улуса РС (Я).
С 1993 года Любовь Семеновна вплотную занимается семейной педагогикой. И с этого времени началось внедрение результатов экспериментальной программы о необходимости создания открытого образовательного объединения. Во главе угла этой программы отражены: тенденции становления гражданского общества; процесс становления открытой школы; усиление экософского начала в воспитании детей; повышение роли субъективности детей; изменение понимания воспитания в сторону выделения его интерсубъективного характера.
Семья – первичная среда, где человек учится творить добро. ”Только благополучные семьи могут дать ребенку полноценное воспитание. Благополучие семьи – это здоровье, ответственность, преданность ее членов друг другу, позитивное общение, умение быть благодарным. Это и качество проводимого вместе времени, финансовая свобода, преодоление кризисов, духовность. Совместный труд и отдых членов семьи являются самой эффективной школой воспитания. В этом убедились на примере работы социально-педагогического и этно-экологического семейного лагеря “Айылгы”, организованной Л.С. Аргуновой.
Как правило, успеха добиваются те педагоги, которым удается соединить духовные ценности народной мудрости с психолого-педагогическими закономерностями воспитания. Это – семейные педагоги, приобщающие родителей “искусству быть родителем”. Сама суть семейной педагогики, педагогики на каждый день, определила и способ компановки материала – не от абстрактных принципов, а от логики повседневной работы с детьми. Первый и второй выпуски альманаха “Искусство быть родителем” получил хорошие отзывы педагогической и родительской общественности. Автор-составитель обосновала тезис о том, что воспитание в целом и воспитание в семье в особенности, является искусством. Во всех беседах, рассуждениях, зарисовках, будь это вопрос о воспитании самоуважения или о законах рода, или о воспитании в годы Великой Отечественной войны, Л.С. Аргунова исходит из этого тезиса и последовательно доказывает его эффективность.
Книги “Искусство быть родителем” - это продолжение совместных исканий Центра культуры семьи с Общественным институтом генеалогии и этнологии, открытого в 2014 г. нашей республики. В работу института активно включились и ученые, и практики, работающие в различных сферах, и работники архива и просто заинтересованные люди.
“Чтобы получить родовую энергию жизни и не увязнуть в родовых проблемах, каждый человек должен делать три шага”, - пишет философ и писатель, наш современник А. Некрасов. На эти три шага мы сегодня только указываем, надеясь в будущем на интересные исследовательские данные.
“Какова семья – таков и ребенок, каков “шесток” домашнего очага – таков уклад жизни”, – гласит якутская пословица. Ребенок приходит в этот мир решать свои задачи – раскрыться как личность. А задача родителей – создавать условия для полного ее раскрытия. Этого можно добиться только при построении верной, т.е. естественной системы семейных ценностей.
В результате большой многогранной работы Л.С. Аргуновой разработаны программы новых подходов к повышению педагогической грамотности и воспитанию родителей, издана комплексная методическая брошюра “В помощь родителям и педагогам” в 3-х частях.
К изданию третьей брошюры “Семейное воспитание в новое время” семейного педагога побудило изучение литературы по семьеведению, писателя, семейного психолога, философа, создателя и руководителя программы “Счастливая семья” А. Некрасова и Н. Гейджан, а также встреча и интересный диалог с его авторской группой учебника “Практикуем семью” в 2013 году в Москве. В его идее Аргунова Л.С. уловила новые животрепещущие мысли автора об использовании метода духовной психологии в отношении мужчины и женщины, о ее роли в создании счастливой семьи и развитии общества в целом.
Данное издание очень содержательное, состоит из сборника статей, которые начинаются с высказываний А. Некрасова и подборки цитат из его книги. Содержит справку о деятельности общероссийской организации “НРА социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей”, отрывок из книги “О любви и о силе примера”, где изложена система ценностей по схеме, на примере семьи П.Н. и Н.Е.Самсоновых, сеятелей разумного, вечного, доброго заканчивается выводом, что только в семье, где есть любовь и счастье, в жизнь выходят гармоничные люди.
Сегодня на базе Дома Арчы г. Якутска под патронатом Академии Духовности РС (Я) создан “Центр семейной культуры по воспитанию родителя”. ”Центр семейной культуры – один из самых эффективно действующих проектов Ассоциации народной педагогики Якутии. Его миссия – повышение педагогической культуры, помощь современному родителю.
За профессионализм и мастерство Л.С. Аргунова награждена знаком В.В.Никифорова-Күлүмнүүр, учрежденным Союзом писателей РС (Я).
Уважаемый читатель! Если хотите узнать как строится система семейных ценностей, советуем изучить книги первого семейного педагога Якутии Аргуновой Любовь Семеновны.
Рекомендуемая литература:
В сборнике собраны статьи педагогов, специалистов, ученых, заинтересованных в создании новых путей воспитания экологического сознания и поведении на основе становления экологической культуры, появления экологизированного образования, экологической философии и этики.
В книгу вошли статьи автора Аргуновой Л.С., написанные в разное время о педагогической династии Самсоновых и о большой семье, где все дети выросли в любви, где правильно строились естественные семейные ценности.
Книга является продолжением проекта, выполненного в виде альманаха, куда вошли статьи о семейной педагогике. Все авторы являются наследниками своего рода и размышляют о наследуемых факторах в воспитании. Два раздела посвящены 70-летию Великой Победы и Году литературы. В них также раскрывается основная тема – искусство быть родителем.
В первую книгу новой работы вошли размышления о людях, стоявших у истоков народной педагогики, также включены статьи о семейной педагогике, опубликованные в разное время в республиканской печати.
Во второй книге из опыта работы семейного педагога освещаются исследования, проекты и мероприятия, проведенные в разное время.
О ней:
Подготовила Светлана Гаврильевна Обутова,
ведущий библиотекарь краеведческого отдела