12 декабря в рамках проекта «Библионяня» в SMART-библиотеке прошла лекция детского психолога Екатерины Градинар «Речевые игры дома - что учесть и как правильно подобрать». Из лекции родители узнали про возрастные нормы развития речи, что такое сенситивные периоды, как мышление влияет на речь, а также как самостоятельно через игры определить какие речевые проблемы есть у ребенка. Представляем тезисы прошедшей лекции.
Речь является одним из психических процессов, среди которых внимание, память, мышление, ощущение, восприятие и др. Если представить все эти процессы в виде горы, то речь стоит на вершине, так как, по сравнению с остальными процессами, она формируется позже. Речь является самым заметным и ярким психическим процессом. Она плотно взаимосвязана с другими процессами и базируется на них. Если на этапе развития каких-либо психических процессов возникают проблемы, то это все влияет на формирование речи.
Что такое сенситивный период?
Сенситивный период – период, в течение которого внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В этот период обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. При этом на разных возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к разным сторонам действительности.
Простыми словами, это такой благоприятный период, когда развивается тот и иной психический процесс. У каждого процесса существует период наиболее благоприятного развития. Например, для того чтобы сформировалась речь, требуется период от 0 до 6 лет. Дальше речь начинает приобретать другие формы (письменная речь) и усложняться, она основывается на речи, которая у нас сформирована к 6 годам.
Сенситивные периоды:
· 4-6 месяцев – сенситивный период для освоения звуков;
· 6 месяцев – 3 года – появление новых слов, предложений;
· С 2,5 лет – сенситивный период расширения словарного запаса;
· 3,5-4,5 года – сенситивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму;
· 4,5-5 лет – взрыв активности по отношению к письму;
· 5-6 лет – сенситивный период перехода от письма к чтению;
· 6,5-7 лет - сенситивный период для игр с порядком слов, их выстраиванием и частями речи (грамматика).
Для родителей важно знать количество слов, которые говорит малыш к определенному возрасту, чтобы вовремя распознать задержку речи.
· 1 год – 5-9 слов;
· 1,5 года – 20-40 слов;
· 2 года – 50-200 слов;
· 3 года – 800-1000 слов;
· 3,5 года – 1100 слов;
· 4 года – 1600-1900 слов;
· 5 лет – 1900-2200 слов;
· 6-7 лет – 3500 слов.
Все слова заменители тоже нужно считать, например, «топ-топ», «ам-ам» и т.д.
Ведущий вид деятельности
Все сенситивные периоды определяют ведущие виды деятельности, которыми занимается ребенок.
Возрастной период |
Ведущий вид деятельности |
Важные новообразования |
|
Младенческий |
0-1 год |
Непосредственное эмоциональное общение. Посредством этого общения формируются действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и прочими ощущениями. |
Формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. |
Раннее детство |
1-2 года |
Предметно-орудийная деятельность. Ребенок овладевает способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. |
Развитие речи и наглядно-действенного мышления. |
Дошкольный |
3-6 лет |
Игровая деятельность (ролевая игра). В игре ребенок овладевает разными видами действий, отношений, усваивает принятые в обществе нормы и правила. |
Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению. |
Младший школьный |
7-10 лет |
Учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений. |
Произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия. |
Ребенок до года знакомится с окружающим миром через взрослого, с которым у него самая близкая эмоциональная связь и который больше времени проводит с ребенком. Чаще всего это мама, но могут быть папа, бабушка или дедушка.
В раннем детстве с 1-2 лет является нормой, что ребенок не играет с другими детьми. Ребенок играет самостоятельно, стучит, гремит. Таким образом у него формируется наглядно-действенное мышление.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает информацию в игровом формате. Поэтому является ошибкой усадить ребенка за стол и пытаться с ним заниматься.
Только к семи годам ребенок становится готовым к обучению за столом.
Речь обуславливает мышление и развивается благодаря ему
Н.Н. Ладыгина-Котс, русский и советский зоопсихолог, приматолог и музеевед, доктор биологических наук, одна из организаторов Дарвиновского музея в Москве, провела интересное исследование. У нее был шимпанзе по имени Иони. С момента, когда он появился у исследовательницы, она начала записывать все, что он делает. Затем у Ладыгиной-Котс родился сын и она начала записывать все, что делает ее ребенок, очень много фотографировала. Через 7 лет после того, как она начала делать записи, Ладыгина-Котс издала книгу «Дитя шимпанзе и дитя человека», где сравнила, как развиваются эти два живых существа. Она выяснила, что до года шимпанзе развивается быстрее: быстрее берут ложку, чище едят и т.д., но примерно в трехлетнем возрасте детеныш шимпанзе останавливается в развитии, а человеческий ребенок продолжает накапливать новые навыки и знания. В отличие от приматов у человека в двух-трехлетнем возрасте проявляются способности к символическому мышлению, абстрагированию, которые тесно связаны с развитием речи.
Речь
Для того, чтобы понять, почему у ребенка происходит задержка речи, нужно обратить внимание на 3 аспекта:
1. Понимание речи (импрессивная речь);
2. Мотивация к коммуникации;
3. Моторная часть.
Где происходит «выпадение», там и появляется характерная особенность речи. Например, если у ребенка есть понимание речи и мотивация к коммуникации, но страдает моторная часть, то возникает эффект «каши во рту» («хочу» - «ау»).
В случае, если развиты моторная часть и понимание речи, но отсутствует мотивация к коммуникации, ребенок может очень много говорить и петь, но с вами коммуницировать не будет.
Если развиты мотивация к коммуникации и моторная часть, ребенок общается с вами всеми доступными для него средствами: жестами, мимикой, куда-то тащит вас и т.д., общение происходит через эмоции и жесты, потому что он не может разобрать речь. Он слышит неречевые звуки (пение птиц, звуки дождя, бытовые звуки), но, когда он слышит речь, для него не происходит звуковой дифференцировки.
Как понять дома, какие речевые нарушения есть и проверить понимание речи?
Проба 1.
Понимание фонем.
Мы предлагаем ребенку несколько картинок и просим показать определенное слово. Говорим, «покажи, где стол», «покажи, где часы». Если ребенок показывает, значит понимает.
Затем показываем козу и косу и просим показать козу, если ребенок путает и неправильно показывает, значит у него есть проблема с дифференцировкой звука.
Проба 2.
Ориентация на слух/зрение.
Показываете рукой на дом, но спрашиваете «где стол?». При этом смотрите куда смотрит ребенок. Таким образом вы понимаете, на что идет ориентация - на слух или на зрение.
Проба 3.
Особенность восприятия и сохранения речевой информации.
Говорите «возьми мяч и положи на стол». Если ребенок взял мяч и дальше ничего не делает, а смотрит на вас, то это значит, что он услышал вас, но потерял внимание – страдает речевое внимание. В случае, если ребенок сразу что-то другое положил на стол, то у него страдает речевая память.
Проба 4.
Способность переключаться по речевой инструкции.
Мы даем ребенку мяч и говорим «кати мяч», затем «кидай мяч», потом «кати-кати, кидай». Мы понимаем, насколько стереотипно ребенок воспринимает наши инструкции и может ли он переключаться по инструкции.
Все эти пробы нам дадут достаточно полное понимание того, как ребенок воспринимает речь. Если где-то у ребенка возникает трудность, мы понимаем, где у ребенка пробел, который мы будем заполнять.
Как проверить моторную часть?
1. Речевые артикуляционные пробы: удержать карандаш языком, губами, поводить щеткой по высунутому языку и т.д.
2. Пробы на дыхание: дуть на свечку, дуть на мячик и т.д.
Если где-то возникают трудности, то рекомендуется сразу обратиться к логопеду, который проведет и научит логомассажу и логопедическим упражнениям, которые помогут скорректировать данную проблему.
Мотивационная часть
Если ребенок не хочет с вами взаимодействовать, мы не включаем речевые игры как таковые. Коммуникация для ребенка должна нести какой-то смысл. Ребенок не выполняет ваши просьбы, потому что на данный момент его все устраивает. Значит нам нужно этот смысл ему дать, то есть ему должно захотеться что-то нам сказать. Для этого нужно включиться в его игру, его деятельность. Например, ваш ребенок играет в кубики, вы садитесь перед ним и говорите «давай сыграем», при этом ребенок не обращает на вас внимания, он даже может собрать кубики и повернуться к вам спиной. Наша задача, чтобы он нас заметил, можно взять кубик и предложить ему сначала молча. Если он берет кубик, то это замечательно, первый этап пройден. Взрослый протягивает кубик и спрашивает «надо?», ребенок кивает, и так много-много раз.
Второй вариант, который лучше работает, чем первый, как правило. Можно использовать очень значимую игру для него, например, качели, катать на машинке и т.п. Например, вы качаете его на качелях, говорите «стоп» и останавливаете и говорите «иии…» и просите его за нами повторить и отпускаете. Если он за вами не повторил – ничего страшного. Затем снова повторяете, таким образом задаете ему речевой стимул. Потом можно предложить сказать «поехалии» итд. В итоге, ребенок должен понять, что чем больше он говорит, тем больше он катается. Таким образом появляется смысл, мотивация с вами больше взаимодействовать. Тут важнейшим условием является то, что эта деятельность должна быть для него очень значима, иначе он может просто встать и уйти. Если не получается, то мы не должны расстраиваться, мы должны повторять наши действия снова и снова.