Развитие детей: зачем нам всем нужно творчество?
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Шрифт:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Интервал между строками (Интерлиньяж):

Развитие детей: зачем нам всем нужно творчество?

29.12.2020
Кто ищет, тот всегда найдет… если правильно ищет...
Если Чеширский Кот улыбается, значит, это кому-нибудь нужно..

1.jpg

Сегодня у нас в гостях Евдокия Анатольевна Неустроева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ. Основатель психологической студии «Чеширик».

Добрый день, Евдокия Анатольевна. Спасибо, что уделили сегодня нам время. И мы не будем тянуть кота за хвост и сразу преступим к теме нашего интервью. И мой первый вопрос – расскажите немного о своей студии «Чеширик». Какие направления там используются?

Основное направление студии - это развитие творческих и познавательных способностей детей от 5-16 лет.

В нашей психологической арт-студии работают два направления: «творчество» и «психология». Это условное деление, можно заняться творчеством - пройти курс занятий от 6 занятий до годичной программы (по авторской методике, включающей художественную изобразительную деятельность) и поработать с психологом - пройти психологическую диагностику, получить консультацию или рекомендации.

2.jpg 3.jpg

Когда была создана Ваша арт-студия?

Студия работает с 2016 года. За это время через студию прошло около 200 человек. Это, может, не так много, но, как говорится, дело в качестве, а не в количестве.

Однако, студия была создана еще раньше в Москве в далеком 1998 году, моим научным руководителем Верой Владимировной Брофман, ученицей самого Леонида Абрамовича Венгера, выдающегося отечественного ученого-психолога. Именно он был руководителем группы психологов, которые разработали программу воспитания и обучения для дошкольников «Развитие», и да, это единственная программа, созданная психологами. Остальные программы были разработаны, в основном, педагогами.

Можно сказать, что наше заведение является филиалом столичной студии. В Москве она называется «Чеширский кот». Ну, а мы, «Чеширики», являемся ее якутским филиалом. Т.е. все традиции, фундаментальные знания, подход, методология - заложены давно и доказали свою эффективность на протяжении всех этих лет. При этом мы с коллегами всегда на связи, у нас происходит постоянная супервизия. Мы вместе растем, всегда находимся в поиске новых средств, очень скрупулезно их отбираем. Каждый случай является уникальным, мы методично их собираем, обсуждаем, выявляем закономерности, ищем более эффективные методы работы.

Расскажите подробней о принципах Вашей работы и о методике.

Все начинается с детства. С детства начинается человек, его характер, интересы, отношение к миру, к себе, к делу. Это важный период — это время любых возможностей. В работе мы придерживаемся следующих принципов: «ритуал введения в работу», «эмоциональная вовлеченность взрослого», «отсутствие образца», «право на ошибку», «рефлексивный диалог», «коллективное обсуждение работ», «если не похвалил ты, то кто?», «вернисаж».

Из позиции Взрослого:

1)проводник в мир символической культуры;

2)партнер, признающий творческие возможности ребенка;

3)«заказчик» работы (темы заданий);

4)инициатор и модератор «рефлексивного диалога»;

5)устроитель игр, задающий «правила игры» и «распределение ролей».

Методика состоит из 4 блоков (32 занятий), выстроенных по степени усложнения тем. Технического совершенства не требуется, значительно важнее индивидуальное авторское решение.

Дети в процессе занятий по авторской методике осваивают модельную и художественно-символическую формы опосредствования, что ведет их к развитию творческих способностей, повышения уровня коммуникативности, способствует личностному развитию.

И, самое важное, у них возникает «авторский символ» - средство метакоммуникации с внутренним миром через творческий продукт. Активизируются, актуализируются новые смыслы в ситуациях жизненного выбора и неопределенности.

Расскажите, как творчество, которым Вы занимаетесь в студии, отражается на детях. Что оно им дает?

В нашей студии мы занимаемся творчеством в широком понимании этого слова. Основным видом является художественная изобразительная деятельность. Это мощное средство сближения людей. Своеобразный мост между психологом и ребенком. Особенно это ценно в ситуациях затруднения в налаживании контактов, потому как эта деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», способствуя выражению и актуализации состояний, настроений, переживаний, которые находятся в «вытесненном» виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни.

Продукты изобразительного творчества (лепка, рисунок, аппликация) являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния. В художественных произведениях, созданных детьми в ходе занятий, воплощается их отношение к себе, к труду и к окружающим людям. А также основные проблемы, психологическое содержание этих проблем, их субъективная значимость. Кроме того, средствами изобразительной деятельности раскрывается внутренний мир ребенка, его базовые и ситуативные потребности, эмоциональные переживания. Занятия предполагают межличностное общение участников группы, в ходе чего происходит усвоение общечеловеческих социально-культурных норм и ценностей. Творчество в целом способствует отработке негативных эмоциональных состояний, снятию общего психического напряжения, снижению остроты стрессовых состояний, вследствие чего ребенок начинает лучше осознавать свои поступки, происходит развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер личности. Очень важна и коррекционная сторона творчества, проработка состояния тревоги, страха, агрессии. На символическом уровне искусство позволяет реконструировать конфликтную/травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей. Таким образом, можно сказать, что занятия творчеством в нашей арт-студии развивают индивидуальность, способствуют личностному росту, усиливают саморегуляцию чувств и поведения в целом.

4.jpg 5.jpg

Какие виды художественной деятельности Вы используете?

В студии представлены разные виды художественной изобразительной деятельности. Это и живопись, аппликация-коллаж, архитектура, графика, и, наконец, выразительная пластика (лепка). Каждый из видов — это не только законченное диссертационное исследование. Это целая система взаимосвязанных заданий, позволяющая более тонко и четко вести ребенка, учитывая его индивидуальность и особенности. Если говорить, например, о выразительной пластике (лепке), то работа со скульптурным пластилином или глиной очень приятна сама по себе. Потому что сам материал вызывает ощущение физического комфорта с первого прикосновения. Но, конечно же, все индивидуально: есть те, кому неприятен пластилин.

Разминая пластилин или глину, человек постепенно погружается в свой внутренний мир, на время забывая о суете мира внешнего. Это способствует расслаблению, умиротворению и нахождению жизненных ресурсов внутри себя. Работать с пластилином получается у всех. Не было еще ни одного ребенка, у которого бы не получилось. Работая с пластилином, невозможно ошибиться. В живописи – другое дело. Один неверный штрих - и целая работа может быть испорчена. В случае с пластилином, ошибку всегда можно исправить. Совершенно не важно, умеешь ты лепить или нет. Пластилин – такой материал, с помощью которого можно многое изобразить.

6.jpg 7.jpg

Что приобретает ребенок в ходе обучения по Вашей авторской методике?

Все важное и нужное требует системы и регулярности. В случае с авторской методикой это еще и специальная последовательность тем и заданий. Все должно укладываться постепенно, в комфортной обстановке, со своей скоростью и темпом и, конечно же, при этом важна поддержка ребенка. Ребенку занятия поначалу кажутся развлечением, интересным времяпрепровождением. Но постепенно по мере включения в задания, ребенок начинает понимать, что везде, в любом деле нужны усилия. Что результат может оказаться не таким, каким захочется, каким ты себе его представлял. И только от приложенного усердия, от включенного творчества будет зависеть результат работы (картина, коллаж, авторская книга и др.). Ребенок постепенно приходит к тому, что он сам, и только он, несет ответственность за то, что получится, т.е. за свой продукт, за свое авторство. И если говорить на символическом языке, то ребенок учится брать свою жизнь в свои руки. Он становится полноценным автором собственной жизни. Учится работать, доводить начатое до конца, будь то картина или скульптура, и в процессе этой работы понимать свои интересы, желания, потребности. Слышать «свой» голос. А это значит, что ребенок учится жить в ладу с самим собой и с окружающим миром.

Расскажите о мероприятиях, которые проводит Ваша студия.

По окончании курса занятий (особенно после годичного курса) у ребенка накапливается огромное количество художественных продуктов, которых хватает на целую персональную выставку. Мы, как правило, периодически устраиваем такие выставки с приглашением родственников и друзей. Для нас и для детей это всегда очень большое и важное мероприятие. Оно необходимо для получения ребенком обратной связи, повышения самооценки, развития уверенности в собственных силах. Понимания того, что каждый поступок, каждое действие, каждая выполненная работа несет свою энергетику, свой посыл, ведь в каждой картине, каждой работе навсегда остается жить частичка души автора. Как говорится в древней китайской пословице: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

 8.jpg 9.jpg

Все фотографии предоставлены гостем - Неустроевой Е. А.

Беседовала вед. библиотекарь Косенко Н. Ю.