Дорогие читатели, предлагаем вашему вниманию ранее не опубликованную для широкой аудитории статью Корякина Петра Ивановича, начальника отдела использования документов Национального архива РС (Я). Статья раскрывает основные сведения об истории празднования 1 мая в начале XX века в Якутии.
13 июля 1889 г. проходивший в Париже I Конгресс 2-го Интернационала постановил: впервые «считать 1 мая - днем смотра сил пролетариата и международной пролетарской солидарности» по предложению Карла Маркса. В Царской России 1 мая впервые был проведен в Варшаве в 1890 г. где состоялась забастовка с участием около 10 тыс. человек. Об этом Первомае писал в рукописном «Вилюйском сборнике» один из участников «Якутской трагедии 1889 г.» («Монастыревки»), высланный в г. Вилюйск.
Первое непосредственно связанное с историей Якутии 1 мая, прошло в Санкт-Петербурге, когда 200 человек социал-демократов провели несанкционированное конспиративное собрание. Один из организаторов этого нелегального проведения 1 мая Бруснев, прибыл в Якутскую ссылку 7 января 1897 г. Несомненно, что и до него местные политссыльные уже были наслышаны о новом дне единения пролетариев.
Основные сведения о первых празднованиях 1 мая в Якутии собраны в справке сотрудника Истпарта (Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б)) Г.Д. Старостина. Так, он пишет, что в 1901 г. политссыльные одной из колоний Якутской области были проинформированы о том, что 1 мая праздновали в прошлом, 1900 году в Любове, Риге, Харькове, Варшаве, Вильне, Минске и других городах. Они, собравшись на товарищеской вечеринке в день 1 мая, составили т.н. «первомайский адрес товарищам, работающим в России». В этом обращении они писали, что «Российская революция может решиться, и решилась, наконец, выйти на улицы и громко заявить о своем существовании». Они, «твердо веря в торжество социалистического рабочего движения», посылая свой сердечный привет товарищам, работающим в России, и поздравляя их с первым маем, «праздником рабочих, указывали, что уличные демонстрации, манифестации, всеобщее прекращение занятий, – суть факты, безусловно, революционные и как таковые, приносят пролетариату одну лишь пользу: дискредитируя и терроризируя нынешний режим, они способствуют падению русского абсолютизма».
В день праздника, приветствуя российских революционеров и давая «весточку о себе», они заканчивали в свой адрес словами: «знайте, что никакие тюрьмы, никакие ссылки не в состоянии уничтожить российских революционеров, ничтожны жертвы в сравнении с результатами. Да присоединится в этот день и наш голос к могучему голосу всемирного пролетариата!»
В своих воспоминаниях, Е.М. Ярославский, упоминал, что празднование 1 мая проводилось в Якутии в 1905 г. Известно, что в 1907-1909 гг. 1 мая проводила Якутская социал-демократическая организация «Маяк». После революции 1905 г., в августе 1906 г. «Маяк» организовала проведение дня 1 мая. Также известно, что маевка 1908 г. не носила политически оформленного характера.
Однако в 1907 г. в с. Чекурском, впоследствии переименованном в Урицкое, Олекминского округа, в начале мая была организована демонстрация местных крестьян с красными флагами и пением революционной песни (марсельезы), которая несколько раз прошлась по деревне. При этом демонстранты выкрикивали лозунги, оскорбительные для царя.
С началом революционного подъема, после ленского расстрела рабочих в 1912 г. 1 мая начинает проводиться в Якутии почти регулярно. Вот что пишет об этих событиях революционер Котиков: «Мы устраивали маевку, и мне приходилось митинговать. Это было весной 1912 г., присутствовало человек 30. Водрузили красный флаг, с собой притащили мясо и даже водки (последнее – «для отвода глаз»).
Один из «романовцев» об этой же маевке вспоминает: «Маевка была назначена на кладбище. Были патрули. Был короткий доклад, и приняли приветствие рабочему классу всего мира, которое было направлено в «Вестник Интернационала» с заголовком «С далекого Севера от русских социал-демократов привет рабочим Западной Европы».
В 1913 г. Якутская социал-демократическая группа праздновала 1 мая, устроив маевку в лесу за Якутском. В музее каторги и ссылки в Москве имелась фотография, на которой была Якутская группа, снятая на Якутском кладбище.
В 1914 г. 1 мая якутские ссыльные праздновали на общем собрании в лесу у костров. Выступавший на маевке большевик Ногин в своей речи обрисовал эпоху империализма, указав на признаки неизбежной войны.
О праздновании 1 мая в 1915-1916 гг. Е.М. Ярославский вспоминал так: «Далеко не все Якутские ссыльные одинаково чувствовали приближение революционной бури. Я помню первомайские встречи. Мы устраивали празднование 1 мая в лесу, в Сергеляхе разводили большие костры. Дважды я выступал на этих встречах с речами – в 1915-1916 гг. Для меня, как и для многих других наших товарищей-большевиков (на основании даже отрывочных данных, которые мы черпали из газет о движении, а главное – на основании анализа тех социальных противоречий, которые обострялись империалистической войной, становилось ясным, что мы стоим накануне величайших революционных событий).
О первомайских событиях 1915 г. упоминает и революционерка Клара Кирсанова. Указывая на состав интеллигенции села Покровского, она пишет: «Врач и учительница приходской школы были тогда уже вычеркнуты из числа этой интеллигенции. Первая – за свое участие в демонстрации 1 мая 1915 г., вторая – за свое знакомство с политссыльными».
1917 г. знаменателен тем, что 1 мая в этот год проводилось в Якутске свободно. Была проведена многолюдная демонстрация с красными знаменами. Организация РСДРП, провела демонстрацию во главе со старыми большевиками Серго Орджоникидзе, Емельяном Ярославским (членами комитета Якутской организации РСДРП). Лозунги на знаменах гласили: «Первое мая – всемирный праздник труда», «8-мичасовой рабочий день», «Вся земля народу», «Мир народам, война – царям», «Долой милитаризм» и т.д.
Демонстрация, посвященная празднованию Первого мая в г. Якутске:
в центре, за человеком в фуражке Орджоникидзе Григорий Константинович,
член Якутского комитета общественной безопасности, организатор Первого объединенного съезда врачей, фельдшеров Якутской области (26 марта-12 апреля 1917 г.)
Фотофонд НА РС (Я). №13075.
Первомайская демонстрация в г. Якутске, 1917 г.
На заднем плане кинотеатр
В.П. Приютова.
Фотофонд НА РС (Я) №640.
Вечером, комитетом РСДРП было проведено народное собрание в Клубе приказчиков, ставшем впоследствии русским театром. Был выпущен номер «Социал-Демократа», органа Якутской организации РСДРП посвященный 1 маю с призывами: «Организуйтесь!» «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» и «Вступайте в РСДРП!».
На одном из народных собраний, посвященных празднованию 1 мая, в Якутске была принята резолюция в адрес Петроградского Совета солдатских, красноармейских и рабочих депутатов с выражением благодарности героям свободы и с просьбой приложения усилий к прекращению войны и заключению мира без аннексий и контрибуций и угнетения народов. В телеграмме народного собрания были поставлены вопросы перед министром юстиции об отмене ссылки как меры наказания, упразднении состава ссыльных и разрешении уголовным ссыльным выезда на родину за счет государства.
В 1918 г. первомайская демонстрация была проведена по призыву Организационного Комитета Якутского Совета Рабочих Депутатов (организации, возникшей после ареста якутских социал-демократических депутатов федералистским «Областным Советом»). В этой демонстрации принимали участие исключительно рабочие, часть учащейся молодежи, часть почтово-телеграфных служащих и эвакуированных солдат-фронтовиков. Демонстрация с красными флагами и революционными песнями прошла к тюрьме, где сидели арестованные депутаты, которые стали выступать с приветственными речами как демонстранты, а также находившиеся во дворе тюрьмы арестованные. Один из последних горячо призывал массы к борьбе с буржуазно-эсеровским и федералистским Областным Советом, выкрикивал лозунг «Вся власть Советам!».
День 1 мая ознаменовался выпуском первомайской листовки через месяц после ареста Областным Советом типографии Якутского комитета РСДРП, печатавшей «Бюллетени Якутского Комитета Совета Рабочих Депутатов».
В 1919 г., в обстановке диктатуры и колчаковского режима не было отмечено проведение 1 мая. В 1920 г., с момента окончательного установления советской власти в Якутии, 1 мая стало проводиться ежегодно под лозунгами революционных сил и интернациональной солидарности международного пролетариата. По постановлению совещания Якутского временного ревкома от 28 апреля 1920 г. 1 мая было объявлен Днем Труда. Служащие отделов ревкома работали бесплатно, а деньги шли в государственную казну.
Интерес представляет инструкция Политпросвета организаторам первомайского празднества по волостям Якутской губернии, написанная в 1921 г.
Каждый инструктор должен был объехать все села своей волости для инструктирования комячеек и ревкомов, а также для сдачи под расписку учителям школ продуктов для праздника. Инструктор ставил в обязанность комячейкам, ревкомам и учителям школ проведение празднования 1 мая в следующем порядке:
Утром созывалось население деревни для манифестации женщин и детей. Манифестация, пройдя с пением революционных песен по деревне, должна была устроить митинг в здании ревкома или школы. Даже заранее были определены темы для митинга:
1) 1 мая и Коммунистический Интернационал;
2) Борцы и мученики за интернационал;
3) Интернационал Молодежи;
4) Международная борьба за Интернационал.
После митинга устраивалось празднество для молодежи, выражавшееся в угощениях. Для детей учителя должны были организовать игры, декламации, пение и другие развлечения. По возможности, вечером созывался вторичный митинг, причем, для разнообразия, необходимо было организовать небольшое концертное представление, рекомендовалось декламировать стихи Демьяна Бедного. Собравшимся сельчанам объяснялись различия пролетарских и буржуазных праздников. По окончании митинга, каждая ячейка составляла отчет о праздновании, которое пересылала в волостной центр, а оттуда в Якутск.
Например, по плану, 1 мая в Якутске в 1921 г. должно было пройти следующим образом. 30 апреля должно было быть проведено открытие городской конференции РКП (б) с участием профсоюзных организаций и оркестра.
1 мая с 9 часов утра – детская манифестация, игра духового оркестра при обязательном присутствии воинских частей, партийных работников и представителей других организаций. Митинг открывал секретарь Губбюро. После митинга манифестация двигалась к площади Марата. В первых рядах должны были идти оркестр, колонны со знаменами, затем детская манифестация, потом воинские части, партийцы и служащие госучреждений и организаций.
Митинг на площади Марата проводился по заданиям агитсекций. После этого, манифестация двигалась к дому, где произошла трагедия Романовки. Там проводился митинг, затем по улице Большой шли к Партийному дому, где и проводился заключительный митинг. Во время манифестации производился сбор денег на живые газеты и детские праздники. Вечером шли митинги, концерты и спектакли.
В инструктивном письме Губбюро по проведению 1 мая писалось «Мировой праздник труда Советской трудовой республики должен быть ликующим всенародным праздником». Для этого избиралась специальная комиссия в составе 15 человек, во главе которой стояла т.н. «тройка передовых» – от Парткома, от Политпросвета и от профсоюзов.
Комиссия делилась по секциям: литературно-агитационная, выставочно-декоративная, хозяйственная с подсекцией учета распределения средств передвижения связи, детских развлечений, сбора денежных средств в международный стачечный комитет, союза города и деревни и секция подачи первой медицинской помощи.
Таким образом, мы видим, что в последующие после революции годы празднование дня 1 мая становилось все более организованным и быстрыми темпами захватывало все большие массы людей по всей Якутии.