Доброго времени суток, дорогой читатель! Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми мыслями о самосовершенствовании, самообразовании музыканта. Всё, что здесь предлагается, носит рекомендательно-познавательный характер.
Представим условия специализированного музыкального интерната, в котором учится ученик-N по определенному режиму дня:
7:00-7:15 Подъем/Личное время
7:15-8:00 Самостоятельное занятие по специальности
8:00-9:00 Завтрак
9:00-13:00 Общеобразовательные предметы/Музыкальные дисциплины
13:00-14:00 Обед
14:00-15:00 Специальность (с педагогом)
15:00-18:00 Самостоятельные занятия по специальности
18:00-19:00 Ужин
19:00-20:30 Выполнение домашнего задания по всем дисциплинам
20:30-21:00 Вечерний ужин
21:00 Отбой.
Итого на занятия по специальности уходит не менее 4 часов в день, а то и больше, так как требует приложения больших усилий и обработки большого количества информации, и всё это под надзором работников интерната - воспитателей, учителей. Представим что нет этих воспитателей, нет людей, которые бы говорили, когда и как заниматься музыкой. Самоорганизоваться порой настолько трудно, что практически невозможно. Но внутри практически любого, хоть на толику совестливого музыканта живёт этот движок – «встань и иди - заниматься…».
Итак, рассмотрим типичного музыканта. Что занимает большую часть его времени? Правильно – работа, учёба, дом, быт, в общем всё то же, что и среднестатистического жителя любого города. Это говорит о том, что, по сути, есть время на всё то, что необходимо. Следовательно, занятия музыкой не столь необходимы. Самостоятельные занятия музыкой, да и вообще любым другим делом – это вопрос приоритета. Итак, инструкция по организации самообразовательных занятий музыкой:
1. Задаем себе вопрос: «Мне действительно это нужно?» Если да, то смело переходим к пункту 2.
2. Желание – главное! В этом пункте надо расставить приоритет занятий музыкой.
Подумаем вслух, перечислим по порядку от главнейшего к второстепенным: воздух, вода, еда, тепло, одежда, свобода, здоровье, сон – главнейшие потребности человека. Ели с этим всё в порядке, идём дальше, и тут уже посложнее, так что каждый сам расставляет здесь приоритет - у кого-то это семья, карьера, развлечения. Вот здесь может быть что угодно. Ставим рядом с тем, что очень важно - занятия музыкой, и соответственно уделяем этому такое же внимание.. Вот ведь в чём фокус, чем выше ставим этот приоритет, тем больше времени этому уделяется, соответственно больше знаний и навыков получаем. Допустим, мы расставили приоритет ниже, на средний такой уровень, ведь каждый действительно выбирает сам, но и там применимы все следующие пункты.
3. Выделяем время, неважно сколько (количество зависит от пункта 2), главное, чтобы время было постоянным, без пропусков, последовательным. Это может быть полчаса в неделю, или 8, а то и 12 часов в день, но постоянно. Музыка, пропусков, и прочих вольностей не прощает.
4. Важно правильно спланировать своё занятие, задать повестку дня, часа занятия. Что и как выучить, записать, написать, спеть, сыграть. Занятие должно быть максимально осознанным, иначе ничего не сработает.
5. Практичный подход к занятиям. Каждое занятие должно быть в рамках чего-то большего, а это большее, в рамках еще чего-то большего, а это большее в рамках всего музыкального пути. Здесь главное не распыляться, конечно, заниматься разным только приветствуется, но лучше хорошо сделать что-то одно, чем плохо много.
6. Не просто планируем, а реально действуем! Недостаточно всё спланировать. Самое главное начать выполнять. Это самое трудное. Как начать? Возвращаемся к первому пункту. Если ответ положительный, то всё обязательно получится. В конце концов не забываем старое и доброе «терпение и труд – всё перетрут»!
7. Стараемся придерживаться графику, распорядку. Музыка лени не простит. При перезагрузке поможет так называемая “смена деятельности” – можно помыть посуду, выкинуть мусор, убраться в комнате, написать книгу, сделать что-то другое, отвлечься и вновь приступить к занятиям.
8. Быть жадным до знаний. Поиск дополнительных знаний в Интернете, книгах, в опыте старших, во всём, что может помочь, вместе с тем, пробовать новое в музыке не возбраняется, ибо никто не знает, к какому именно результату приведут эксперименты. В любом случае это бесценный опыт.
9. Ставим определённую цель. Будь это выступление на юбилее родственника или сольный концерт, главное – чтобы подготовка была для реальных слушателей, пусть и в онлайн режиме. Например, ставим себе цель “записать видео для Тик-Тока или Инстаграм”, выучиваем конкретную песню, и записываем её так, чтобы комар нос не подточил, и успех не заставит себя ждать. Дальше – больше. Чем больше цель, тем больше за её достижение награда.
10. Итак, последний и самый важный пункт - «Have a fun!» - веселимся! Ведь веселье мотивирует, а мотивация помогает музыке. Набираемся терпения и наслаждаемся своими занятиями, своими успехами, и можно быстро прокачаться, дойти до такого уровня, когда станет уже «страшно заниматься», а такой уровень есть (например, это уровень молодого джазового российского пианиста Евгения Лебедева - @lebedevjazz), или уровень, когда уже совсем невозможно перестать заниматься и открываются новые грани современной музыки (@jacobcollier).
Возможно эта инструкция подходит не только музыкантам. Если инструкция применима и в других сферах, и поможет кому-то в чем-то отличном от музыки, наша миссия выполнена. В заключении делимся с Вами формулой: «успех музыканта – это всего лишь 1% успеха и целых 99% труда».
Если у Вас возникнет какой-то вопрос, комментарий или пожелание – смело пишите в Direct аккаунта Instagram @egorefimof
Всем удачи, всем пока!
Автор: Егор Ефимов – музыкант.