Популярность и интерес к традиционной якутской одежде с каждым годом растет. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры, тесно связана с окружающей средой и религиозными верованиями. Про одежду якутского народа писали исследователи-этнографы: А. Миддендорф, Я.И. Линденау, Р. Маак, В.С. Серошевский и др. Связь одежды с верованием подчеркивались в трудах А.П. Окладникова, А.Е. Кулаковского, Н.А. Алексеева.
Современные историки и этнографы отмечают особую ценность материалов фольклора, поскольку в них содержится информация об уже исчезнувших видах одежды и украшений, которая позволяет проследить их эволюцию в повседневной жизни якутов. В наши дни классификация национальной одежды научно обоснована в трудах к.и.н., доцента кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ Петровой Светланы Ивановны - Уран Хатын. Она автор более 80 научных статей в республиканской, российской и зарубежной печати, 4 научно-методических пособий, 3 электронных пособий, 6 монографий, 3 коллективных монографий.
Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни автор разделяет на следующие исторические периоды:
Главной особенностью якутской одежды являлись ее украшения, узоры и орнаменты на нем. Каждое украшение, орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. В своем творчестве древние мастерицы строго придерживались традиции.
В современных условиях, начинают исчезать традиционные черты неповторимых образцов национальной одежды. Петрова С.И. отмечает, что многие допускают ошибки в крое, цвете, украшениях, узоре. В своих работах автор дает дельные советы по шитью и вышиванию, не нарушая традиционные особенности шитья в целом.
Технические приемы исполнения шитья и вышивальное искусство у якутов основывались на многовековых художественных традициях. Качество выполнения технических приемов ручной обработки, основанное на веками сложившихся навыках, обеспечивало долговечность вещи.
В традиционном шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки.
Такой выбор цвета у мастериц не был случайным, так как определенный цвет нес в традиционной культуре якутов свою смысловую нагрузку. Цвет рождения и смерти. В традиционном понятии якутов выступал как символ солнца и отражал верхний небесный мир. Чистый, независимый, божественный. Цвет небесного пространства, воздуха. Чистый уводящий в пространство, направляющий. Знак развития. «Рассвета жизни».
Вышивка – это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы. В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представление человека об окружающем мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие. Якутские мастерицы использовали в шитье и отделке одежды очень много разновидностей стежков и строчек.
Качество шитья и вышивки достигалось невероятным мастерством, терпением и усидчивостью мастериц. Поэтому в наше время изучение технологии традиционного шитья и вышивки является своевременным и актуальным.
Об авторе: Петрова С.И. к.и.н., доцент кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ, отличник образования и отличник культуры РС(Я), Ветеран педагогического труда, стипендиат Международного фонда «Дети Саха- Азия» (1977), член художников Якутии и России, член Общества востоковедов Российской академии наук, постоянный организатор и член жюри улусных и республиканских конкурсов «Саха таҥаһа».
Награждена знаками “Учитель учителей РС(Я)”, “За заслуги в области науки”, “За вклад в развитие народно-прикладного творчества”
Подготовила Нюргуяна Ефремова
Материалы для дальнейшего ознакомления:
1.Өбүгэ таҥаһа уонна итэҕэл = Традиционная одежда и мировоззрение наших предков / С.И. Петрова ; Авт. предисл.: Н.Е. Петров ; Пер. с якут. Н.Н. Васильевой, А.М. Степановой ; Фот. А. В. Назарова. - Дьокуускай : Бичик, 1999. - 79 с.- Электронная библиотека НБ РС(Я)
2. Традиционное якутское шитье и вышивка ( организация, технология, семантика) : учебно- методическое пособие для студентов заочного обучения по специальности 031401 "Культурология"
3. Народный костюм якутов : историко- этнографическое и искусствоведческое исследование / С. И. Петрова, З. М. Заболоцкая ; отв. ред. д-р истор. н., проф. Е. Ф. Фурсова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Северо- Восточный федер. ун-т им. М. К. Аммосова. - Новосибирск : Наука, 2013. - 207 с.
4. Кырадаһын кустуга: сахалыы иис кистэлэҥнэрээ: 071500 "Норуот уус-уран култуурата" идэҕэ үөрэнээччилэргэ методическай ыйынньык / Уран Хатын; М. К. Аммосов аатынан Хотугулуу-Илиҥҥи Федер. ун-т Хотугулуу-Илиҥҥи норуоттар тылларын уонна култуураларын ин-та. - Дьокуускай: Көмүөл, 2014. – 86.
5. Современная якутская одежда / Петрова С. И. ; [ фот.: А. Назаров, А. Боголепов, А. Самойлов] ; Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова, Фак. якут. филологии и культуры, Каф. фольклора и нац. культуры. - Якутск : ЯГУ, 2001. – 22.
6. Петрова Светлана Ивановна.
7. Аныгылыы сахалыы таҥас– Светлана Петрова
8. Сахалыы таҥас.
9. "Үчүгэйиэн бу сиргэ": ХИФУ доцена сахалыы таҥас быыстапкатын тэрийдэ
10. «Уран Иис» үрдүкү маастарыстыба уһуйаана. Үчүгэйиэн бу сиргэ